Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 

    Народы Северного Дагестана Дополнительно / Народы Северного Кавказа

    По источникам второй половины XVI и XVII вв. можно наблюдать процесс феодального распада шамхальства. Так, в 90-х годах XVI в. шамхал враждовал с крымшамхалом, за которого стояла половина Кумыцкой земли; по сообщению кахетинского царя Александра, в это время «шевкальское дело плохо стало для того, что они (шамхал и крымшамхал. — Е. К.) промеж собою бранятца», что у них «межусобная рать». Во второй половине XVI в. шамхальство раздробилось на ряд юртов — уделов, небольших феодальных владений, где укрепились родственные между собою ветви кумыкских князей и мурз, далеко не всегда находившихся «в одиначестве» с шамхалом, а, напротив, часто вступавших с ним в борьбу. Форма шертования удельных кумыкских владельцев — за себя, за братью и за детей — убеждает в том, что в кумыкских юртах-ханствах владели совместно, большой семьей, группы родственников. После смерти правителя феодального владения оно переходило без раздела к его братьям, сыновьям и их потомкам; главенствовал старший сын или брат, занимавший особое место в семье еще при жизни брата-правителя. Наблюдаемые в XVII в. междоусобия среди дядьев и племянников показывают, что этот порядок стал колебаться, что появились тенденции к установлению наследственности владения по прямой линии.

    В конце XVI в. независимым от шамхальства выступает Казыкумухское владение, где правил князь Алибек, а позже его сын Чучолов.

    К концу XVI в. наиболее значительными из феодальных владений в Кумыкии, фактически часто независимыми от шамхала, были: Эндерейское владение («Андреева деревня») в северной части Дагестана, где после ряда столкновений с братьями утвердился сын «старого шамхала» (Сурхая или Суркая?) чанка, т. е. сын незнатной матери, дочери первостепенного кабардинского узденя, Султан-Махмуд (Салтамамут, Султан-Мут Султан-Магомед русских документов) с потомством; Карагачское владение, доставшееся брату Султан-Махмуда Нуцалу, его сыновьями внукам; Кафыр-Кумук, где ханы были из рода Андия, сына «старого шамхала» (позднее это ханство получило название Баматуллы — от имени сына Андия — Бамата или Багамата); Тарковское владение братьев Андия Ильдара и Гирея и их потомства; владения Буйнакское, Карабудахкентское, Таркаловское, Ерпелинское и Дженгутейское (позднее известное под названием Мехтулинского ханства), где укрепились линии родственных шамхалу владельцев. О размерах таких феодальных ханств, состоявшихся из группы поселений-кабаков, можно судить по количеству конного войска, которое они могли выставить.

    В 1958 г. Дербенец Аллага в своей сказке терским воеводам дал об этом такие сведения: у шамхала Суркая, жившего тогда в Казанищах, было 200 человек конных воинов; Султан-Махмуд эндерейский «с братьею» и Нуцалкарагачский имели по 200, Али-бек казыкумухский «с братьею» — 500, Будайчи ерпелинский «с братьею» — 400, Андий кафыркумынский — 150, карабудакский князь — 100 конных воинов и т. д.; некоторые из владений были совсем миниатюрными. По словам Аллаги, «кумыцких и горских розных землиц с шевкалом и с его детьми в одиначестве с 5 тыс. человек конных, а только зберутца кумыцкие и горские люди и черкасы, и всего их будет с 15 тыс. конных, опричь пеших людей». Таким образом, влияние и сила шамхала зависели в конце XVI в. от того, сколько владельцев было с ними «в одиначестве». Термины Кумыки, Кумыцкая земля, Шевкальская земля употреблялись и в XVII в., но шамхальство не сложилось в объединенное государство, а находилось в состоянии феодальной раздробленности и постоянных феодальных войн.

    Одним из поводов к междоусобным столкновениям был порядок замещения шамхальского престола. Достоинство шамхала не было в XVI—XVII вв. наследственным по прямой линии, не было оно тогда закреплено и за Тар­ковскими владельцами, как ошибочно повторялось рядом исследователей, и вообще не соединялось с каким-либо особым шамхальским уделом. Шамхалов выбирали из старших членов шамхальского рода разных феодальных владений Кумыцкой земли. Одновременно с шамхалами намечался крымшамхал, будущий шамхал. Выборы происходили на съездах князей, мурз и «лучших людей» «всей Кумыкской земли». Самая церемония передачи достоинства шамхала происходила, очевидно, по традиции, в Казыкумухском владении, в торах, где ранее была резиденция шамхалов. Вновь выбранный шамхал одаривал узденей (крестьян) лошадьми, быками и овцами. Рассказ Олеария о том, как шамхала выбирают бросанием яблока, представляется мне легендарным. В XVII в. возможные претенденты на шамхальское достоинство нередко искали поддержку у шахского или у русского правительств и в том или ином случае получали ее.

    Смену шамхалов по русским источникам можно проследить с конца XVI, в XVII и XVIII вв. Их данные не вполне совпадают с преданиями, рассказанными А. Баки-хановым и Гасан-ал-Кадари, и с сообщениями Л. И. Лаврова, основанными на изучении надгробных надписей кладбища Кумуха. Очевидно, нужны дополнительные разыскания.

    В 1580-е годы крымшамхалом считался не сын шамхала, а его двоюродный брат Елим Салтан. Шамхалом он, по-видимому, не был, так как в конце XVI в. шамхалом был Суркай.

    B начале и в первые десятилетия XVII в. русские документы называют – шамхалом кафыркумыкского владельца Андия, сына "шамхала старого" (Суркая?); после смерти Андия шамхалом в 1621 г. выбрали его брата Ильдара Тарковского (старший брат — Гирей — к этому времени умер). После смерти Ильдара в 1635 г. шамхальство «давали» его брату Султан-Муту эндерейскому (хотя он был чанка, сын незнатной матери), но тот «за старостью» «поступился» шамхальством своему сыну Айдемиру. Когда в 1641 г. Айдемир погиб в неудачном походе на Кабарду, шамхалиство досталось Суркаю Гирееву тарковскому, племяннику шамхала Ильдара, претендовавшему на шамхальство еще в 1635 г. По родословной кумыкских владельцев, записанной в 1758 г., после Суркая «по старшинству лет» стал шамхалом Бутай Баматов (или Бий Багаматов, из Буйнакского владения), затем племянник Будая Умалай и сын Будая Адиль-Гирей (современник Петра I).

    Выше приводились сведения сказки Аллаги о том, что в Казыкумухе у «Алибека князя з братьею с 500 человек конных».

    Центром Казыкумухского владения был Кумух, теперь аул Кумух Латакского района Дагестанской АССР, где сохранились руины старинного замка, мечети (в том числе построенной в VIII в.), шамхальское кладбище. Надпись одного из памятников, без даты, называет Алибека, сына Бугдай-шамхала (умершего в 1566—1567 гг.); это дало Л. И. Лаврову основание считать, что известный по документам конца XVI — первых десятилетий XVII в. Алибек казыкумухский был из рода шамхалов. Алибек и его сын Чучолов (Тучлав) рисуются русскими источниками как весьма влиятельные в Дагестане владельцы: так, по известию 1619 г., «Чючолов мурза у отца своего Алибека князя казыкумыцкого и во всей Кумыцкой земле волен, все полагаются на него, и Ильдар [Тарковский] ево слушает во всем».

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ. НОГАЙЦЫ.
  • КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ. ЧЕРКЕСЫ.
  • ЧЕЧЕНО-ИНГУШЕТИЯ
  • СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ
  • КАЛМЫКИЯ
  • КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
  • ДАГЕСТАН
  • Литература для изучения
  • Источники для изучения народов Северного Кавказа
  • Задачи исследования Народов Северного Кавказа


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019