Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Горная болезнь. История изучения
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Ледник Терскол
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Климат и погода горных районов
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Август 2022    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Здесь же, во вводной части, М. Завадский, характеризуя статью смотрителя Варташенского сельского училища Михаила Степановича Бежанова «Краткие сведения о с. Варташен и его жителях», посвященную общественному строю и быту удин, южно-дагестанской группы, живших в Елисаветпольской губернии, показывает наличие в их быту явных пережиточных следов матриархата: «Удины сохранили обычаи, напоминающие о древней форме брака, когда отец не имел никакого значения, когда первенствующую роль играл брат матери и брат невесты, когда последняя приобреталась целым обществом, которому и служила». А поскольку этот период истории человечества занимал длительное время, данный порядок «брака», т. е. положение, при котором жена должна была быть из другого рода, прочно укрепился. Когда же мужчина становится «хозяином» рода – в период формирования патриархального строя, когда он начинает нуждаться в наследниках своего имущества, жен забирают к себе в род. То есть утверждавшаяся генеалогия по мужской линии изменяла соответственно в своих интересах и порядки брачных отношений. В дальнейшем это становится основным правилом патриархального рода, негативным выражением «того весьма определенного кровного родства, в силу которого объединяемые им индивиды и становятся родом».

    Развитие частной собственности, последующее усиление роли мужчины, выделение родовых групп, затем семейных общин, стремившихся к восполнению своего потомства и наследованию собственности, усиление экономических возможностей, внедрение в местную среду нового этнического компонента – кипчакского способствовали дальнейшему утверждению экзогамных отношений и закреплению их в обычном праве горцев, незыблемом и священном руководстве жизнью народа. Ими навсегда усваивается тот факт, что брак между родственниками запрещен, нарушение же его воспринималось как нарушение дедовских законов, древних устоев общества, сформировавшихся на основе народного опыта, а значит и как игнорирование современных им норм общественного порядка.

    Все наши информаторы на вопрос, касавшийся причин запрета таких браков, ссылались на опыт прошлых поколений. Во время нашего посещения с. Белая Речка в 1969 году М. Ш. Бабаев, 1864 г. р., рассказывал, что ему не раз приходилось слышать от народных лекарей Хуламо-Безенгийского ущелья о том, что родственные браки усугубляли зачатки болезней, передаваемые общим предком брачащимся родственникам. В детях и особенно во внуках они проявлялись с опасной для жизни силой.

    Один из информаторов (фамилию просил не называть) привел пример аналогичного брака его родственников.

    Свидетелями жизни потомков этого брака были еще дед и отец информатора. Естественно, поженившимся троюродным брату и сестре пришлось уехать в предгорное кабардинское село, где их никто не знал. Проявление болезни нашло отражение в детях: из трех сыновей и двух дочерей, двое были слабы физически и умерли в раннем детстве, один из сыновей страдал болезнью суставов. Интересно, что в третьем поколении болезнь суставов погубила двух потомков мужского пола, а у одной из девушек была сердечная недостаточность.

    По мнению большинства информаторов балкарских и кабардинских сел, к 22 – 25 годам любой человек приобретает какие-то болезни, среди которых отдельные могут принять характер наследственных. А при родственных браках развиться у потомков. Подобные наблюдения еще более укрепляли существовавший издревле экзогамный брак.

    Кровосмешение у балкарцев запрещалось и по мусульманскому праву, которое исключало браки с сестрами, тетками по отцовской и материнской линиям, дочерьми братьев, кормилицами, молочными сестрами, женами родных сыновей и т. д. И поэтому члены патронимий, фамилий и сельской общины нарушение экзогамии считали в общем-то преступлением и соответственно относились к нарушителям. Информаторы помнят, как в Урусбиевской сельской общине сначала члены тукума, затем общества постановили изгнать Харуна Ж, женившегося на представительнице своей патронимии.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019