Любопытна и такая деталь. Гость не должен был у хозяина спрашивать о здоровье его жены и детей. Это не было принято, считалось невежественным, проявлением неуважения к хозяину, издевкой, нарушением этикета. В Шыкы до войны существовала по этому поводу легенда, суть которой вкратце состоит в следующем. Давным-давно к одному из местных жителей в гости приехал друг, и первый вопрос, который он, решив подшутить, задал хозяину, был таким: «Давно я не был у тебя. Говорят ты женился и у тебя невероятно красивая жена?» Хозяин ответил, что он тоже так думал, пока не увидел его жены, и что его постоянно, мол, тянет к ним в гости. После этого, утверждают старожилы и других ущелий, никто никогда не преступал недозволенного. На самом деле это связано с мусульманской религией.
У казахов, сообщает Жетписов Закир (1903 г. р.) из пос. Елтай, «здоровьем жены, детей, родных принято было интересоваться только родственникам».
К сожалению, ни Тепцов, ни другие дореволюционные авторы не обратили внимания на застольный этикет. Надо заметить, что церемонии обслуживания гостя и конкретные их проявления у балкарцев и казахов, потомков рода кипчаков, очень близки. Так, например, даже в наши дни старших родственников и гостей обязательно угощают головой барана, коровы или лошади, поясничным самым крупным позвонком, тазовой костью, реберным мясом, курдюком, печенью. Причем гостю голова подается независимо от его возраста.
Сватам в обязательном порядке на стол поставят голову животного, малую берцовую кость, 3 – 4 ребра. Зятя принято угощать, кроме перечисленного, также грудинкой.
Начиная с конца 80-х годов прошлого столетия в периодических изданиях «Терские ведомости», «Новое обозрение», «Казбек», «Вестник курортов», «Кавказский край», «Пятигорское эхо», «Донская речь» и многих других стали появляться весьма интересные и оригинальные по своему содержанию, стилю, манере изложения статьи, очерки и заметки под псевдонимами «Е. Горец», «Кабардинец», «N», «З. Лесной», «Евг.», «Адыге», «Ев. Б.». Среди них встречаются публикации на сельскохозяйственные темы, историко-этнографические, литературно-фольклорные, медицинские, о женском вопросе, кровной мести, просвещении, религии. Их автор – уроженец и житель Нальчика, журналист и сотрудник выходившей во Владикавказе газеты «Терские ведомости» Евгений Захарович Баранов.
По долгу своей службы Е. З. Баранов постоянно бывал в различных районах Терской области, нередко в отдаленных селениях и поселках. Он изучал кабардинский и балкарский языки, вел дневниковые записи, которые впоследствии становились очерками и статьями. Ценны и содержательны публикации этого незаурядного человека в области этнографии и фольклора. Опираясь на данные своих наблюдений, беседы с крестьянами, членами княжеских фамилий, представителями сельской администрации и на статистические информационные бюллетени, автор в таких статьях, как «По вопросу о формах землевладения у кабардинцев», «Поездка в Урусбиевское общество», «В горах», «Из области суеверий и устной словесности терских казаков» и другие, порою детально, порою вскользь, но всегда схватывая суть вопроса, рассказывает об экономике края: скотоводстве и земледельческом труде кабардинцев, балкарцев и терских казаков, их быте и нравах.
А знакомство Евгения Захаровича с жизнью горцев Северного Кавказа, их обычаями, народными преданиями, сказаниями, песнями произошло еще в детские и юношеские годы. Отец его, будучи торговцем, общался и имел деловые связи с представителями всех кавказских народов.
Немногим более двадцати лет было Евгению Баранову, когда печатаются его «Очерки землевладения в горах» и «Очерки из жизни горских татар Кабарды», которые можно определить как научно-исследовательские. В первых из них дана глубокая характеристика землепользования и землевладения в Балкарии, т. е. показано, сколько и какой земли было в горах, кому и на каких условиях она принадлежала, отношение различных сословий к земле, о сельских общинных пастбищах, разнообразных видах аренды.