Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Горная болезнь. История изучения
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • Климат и погода горных районов
  • Сон в новогоднюю ночь
  • Пастухов Андрей Васильевич, великий топограф
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • «    Декабрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Любопытна и такая деталь. Гость не должен был у хозяина спрашивать о здоровье его жены и детей. Это не было принято, считалось невежественным, проявлением неуважения к хозяину, издевкой, нарушением этикета. В Шыкы до войны существовала по этому поводу легенда, суть которой вкратце состоит в следующем. Давным-давно к одному из местных жителей в гости приехал друг, и первый вопрос, который он, решив подшутить, задал хозяину, был таким: «Давно я не был у тебя. Говорят ты женился и у тебя невероятно красивая жена?» Хозяин ответил, что он тоже так думал, пока не увидел его жены, и что его постоянно, мол, тянет к ним в гости. После этого, утверждают старожилы и других ущелий, никто никогда не преступал недозволенного. На самом деле это связано с мусульманской религией.

    У казахов, сообщает Жетписов Закир (1903 г. р.) из пос. Елтай, «здоровьем жены, детей, родных принято было интересоваться только родственникам».

    К сожалению, ни Тепцов, ни другие дореволюционные авторы не обратили внимания на застольный этикет. Надо заметить, что церемонии обслуживания гостя и конкретные их проявления у балкарцев и казахов, потомков рода кипчаков, очень близки. Так, например, даже в наши дни старших родственников и гостей обязательно угощают головой барана, коровы или лошади, поясничным самым крупным позвонком, тазовой костью, реберным мясом, курдюком, печенью. Причем гостю голова подается независимо от его возраста.

    Сватам в обязательном порядке на стол поставят голову животного, малую берцовую кость, 3 – 4 ребра. Зятя принято угощать, кроме перечисленного, также грудинкой.

    Начиная с конца 80-х годов прошлого столетия в периодических изданиях «Терские ведомости», «Новое обозрение», «Казбек», «Вестник курортов», «Кавказский край», «Пятигорское эхо», «Донская речь» и многих других стали появляться весьма интересные и оригинальные по своему содержанию, стилю, манере изложения статьи, очерки и заметки под псевдонимами «Е. Горец», «Кабардинец», «N», «З. Лесной», «Евг.», «Адыге», «Ев. Б.». Среди них встречаются публикации на сельскохозяйственные темы, историко-этнографические, литературно-фольклорные, медицинские, о женском вопросе, кровной мести, просвещении, религии. Их автор – уроженец и житель Нальчика, журналист и сотрудник выходившей во Владикавказе газеты «Терские ведомости» Евгений Захарович Баранов.

    По долгу своей службы Е. З. Баранов постоянно бывал в различных районах Терской области, нередко в отдаленных селениях и поселках. Он изучал кабардинский и балкарский языки, вел дневниковые записи, которые впоследствии становились очерками и статьями. Ценны и содержательны публикации этого незаурядного человека в области этнографии и фольклора. Опираясь на данные своих наблюдений, беседы с крестьянами, членами княжеских фамилий, представителями сельской администрации и на статистические информационные бюллетени, автор в таких статьях, как «По вопросу о формах землевладения у кабардинцев», «Поездка в Урусбиевское общество», «В горах», «Из области суеверий и устной словесности терских казаков» и другие, порою детально, порою вскользь, но всегда схватывая суть вопроса, рассказывает об экономике края: скотоводстве и земледельческом труде кабардинцев, балкарцев и терских казаков, их быте и нравах.

    А знакомство Евгения Захаровича с жизнью горцев Северного Кавказа, их обычаями, народными преданиями, сказаниями, песнями произошло еще в детские и юношеские годы. Отец его, будучи торговцем, общался и имел деловые связи с представителями всех кавказских народов.

    Немногим более двадцати лет было Евгению Баранову, когда печатаются его «Очерки землевладения в горах» и «Очерки из жизни горских татар Кабарды», которые можно определить как научно-исследовательские. В первых из них дана глубокая характеристика землепользования и землевладения в Балкарии, т. е. показано, сколько и какой земли было в горах, кому и на каких условиях она принадлежала, отношение различных сословий к земле, о сельских общинных пастбищах, разнообразных видах аренды.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019