Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 

    О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Но зато в отношении торговли семейным имуществом отец был полностью зависим от членов патронимии и «фамилии», пользовавшихся правами тукумного выкупа и предпочтительной покупки. Состоявшееся без ведома родственников и даже соседей соглашение обязательно разрывалось. Ковалевский и Иванюков не дают объяснения соседскому выкупу, но, вероятно, он был связан с характерным для патронимии традиционным принципом локального поселения членов разделившейся большой семьи, т. е. родственники всегда жили рядом, и поэтому ближайший сосед считался как бы близким по крови.

    Исследовав земельные отношения, лично осмотрев пашни, сенокосы, побывав на пастбищах, изучив документы сельского правления, авторы приходят к выводу, что пахотные и сенокосные участки являлись собственностью отдельных хозяйств, а пастбища и леса – частью общинными, частью собственными. Общинными считались наиболее отдаленные, а также присельские выгоны. Что касается лесных угодий, то в Урусбиевском обществе они принадлежали княжеской фамилии, в других – отдельным селам, некоторые участки – таубиям, а в общем – сельской общине.

    Право пользования общинной собственностью – пастбищами, сенокосами, лесами, реками – объединило горцев еще в раннее средневековье в прочные коллективы соседей – сельские общества. Это время – окончательного распада родового строя, когда на основе устанавливавшихся экономических отношений определенных групп населения в ущельях Балкарии возникали общества, социальные и хозяйственные интересы которых требовали создания органов управления, выделения территории и установления на основе вырабатывавшихся норм общежития определенных законов.

    При распаде родовых и установлении соседских отношений происходят изменения и в области религии горцев. Божества отдельных родов или исчезают или закрепляются за конкретной какой-то территорией, селом, семьей, затем патронимией. Преподаватель Ставропольской гимназии Сергей Васильевич Фарфоровский в принципе был прав, указывая, что в Балкарии «почти каждая речка и каждое ущелье имеет своих духов и богинь». Он упускал лишь, что одухотворение окружающей природы все более увязывалось с теми или иными семьями и фамилиями, селами, затем с сельскими общинами. Углубление в дальнейшем социальных различий в обществе приводило к тому, что «божества сильных» патронимий сельской общины в ряде случаев «начинают почитаться членами остальных, более слабых...». По данным и нашего полевого этнографического материала, многие семьи и патронимии в конце XIX – начале XX века имели свои регулярные культовые празднества.

    Формировались и переходили к следующим поколениям порядки и обычаи, превращавшиеся в законы обычного права – «тау адет», которые, по словам московского учителя, популярного географа Сергея Павловича Меч, «можно назвать первым звеном, связующим людей в общество, переходным состоянием к жизни общественной».

    Сельские общины, охватывающие конкретные ущелья, имели строгие границы, в качестве которых им служили громадной величины валуны, речушки, кустарники, деревья, овраги и другие, бросавшиеся в глаза места и предметы.

    Попытки размежевания и захвата земель соседних сельских общин приводили к длительным распрям и тяжбам (примеры кровной вражды Хуламского и Безенгийского, Чегемского и Баксанского ущелий). Важный отпечаток на сельскообщинные отношения, их существование и живучесть откладывали географические условия, местоположение ущелий Балкарии, специфический горный ландшафт, изолированность территории.

    Авторы поднимают и вопросы заселения Баксанского ущелья, появления здесь фамилии Урусбиевых и создания сельской общины. В частности, они предполагают, оперируя полученными у информаторов данными, что первым из Урусбиевых поселился на Камыке, «задолго перед этим оставленном карачаевцами», Чопеллеу. (Карачаевцы ушли из Эльжюрту после 40-х голов XVII веке, а Чопеллеу поселился там в 1750 – 1755 годах). «С Урусбиевым. – читаем дальше, – прибыли сюда и две семьи каракишей, или подчиненных им вассалов, а также незначительное число крестьян...» Действительно, вместе с Чопеллеу, и некоторыми несколько позже, в Баксанское ущелье переехали Жаппуевы, Геккиевы, Курдановы.

    Здесь же, в Урусбиевском обществе, путешественники-ученые обратили внимание на определенную разность в антропологических типах местного населения, выделив сванов и кабардинцев.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019