Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Очень строго осудили члены тукумов брак между Бозиевым Османом и Башиевой Бутту, а семью Бекмурзы Бозиева, сын которого Конак женился на дочери одного из Башиевых, изгнали из Коспарты. «Виновным» пришлось поселиться в соседней сельской общине – Кашкатау.

    В книге «Балкарский «тукъум» мы уже писали, что экзогамия соблюдалась и по материнской линии. Но здесь отмечается такая деталь: женщины одной фамилии могли быть женами мужчин – членов одной патронимии, но в разных ветвях. Так, в тукуме Атабиевых, если встречаются по две невестки из Гергоковых и Бозиевых, то в интервале одного или двух поколений и являются женами родных или двоюродных братьев. В этом же тукуме женами являются две женщины из фамилии Созаевых: одна – женой нашего информатора Виляла (6-е колено), другая – Кара (5-е колено). В ветвях Хамзы и Абия – две женщины из тукума Жабоевых, но разных ветвей.

    Аналогичная картина наблюдалась и в тукуме Темукуевых: женами Муссы, Моллы и Магомета были женщины из фамилии Жилкибаевых, Омара и Зашау – Бозиевых, Хасана и Тенгиза – Хужоновых, Османа и Жюнюса – Шуановых.

    Таким образом, анализируя известный этнографии материал, можно сделать вывод, что экзогамия у всех народов должна была соблюдаться абсолютно, т. е. до тех пор, пока помнились родственные корни как по отцовской, так и по материнской линии. И в связи с этим утверждение Ерванда Александровича Лалаянца, редактора армянского этнографического журнала «Этнографическое обозрение», относительно того, что у армян брачный запрет колебался в пределах 7 – 5 колен, как и многих других авторов конца XIX – начала XX в., объясняется более развитыми социально-экономическими отношениями народов, о которых они написали, исчезновением патриархальных пережитков в их быту, утерей родственных связей многочисленного населения, миграцией и т. д.

    В сватовстве В. Я. Тепцов главную роль также отводил ближайшим родственникам и особенно дяде по матери, являвшемуся доверенным семьи жениха. Сваты, пишет автор, в день увоза невесты в ее доме, где собираются родственники и подруги, «вручают родным невесты калым и раздают подарки: лошадь (или пару волов) отцу, лошадь старшему дяде по матери, лошадь молочной матери и лошадь старшему брату невесты. Гостям невесты привозится угощение». Перед самым отъездом родные невесты вручают сватам приданое, «которое тут же и вьючится на запасных лошадей».

    Далее Тепцов приводит характерную для большинства горских народов этого периода инсценировку, отражающую в пожиточном состоянии матриархальные взаимоотношения. «Из соседних домов выбегают ребятишки и швыряют в поезжан палками и камнями. На пути в каком-нибудь узком месте, чаще всего на мосту, устраиваются жителями встречных аулов баррикады из камней и бревен. Джигиты должны перескочить через баррикаду и промчаться через толпу, сплошной стеной стоящую за баррикадой. Толпа состоит из ребятишек, баб и даже взрослых мужчин. У каждого в руках длинная хворостина, которой хлещут и лошадь, и всадника, покушающегося пробиться. Происходит целое сражение, из которого выходят многие с ранами и ушибами. Доходит дело иногда и до убийства, хотя и ненамеренно. Визг, крики, плач задавленных, неудачные попытки джигитов пробиться, насмешки над этим, – все это и пугает, и смешит в то же время. Если хоть одному всаднику удается промчаться сквозь толпу, то дело последней проиграно, и свадебный кортеж движется далее. Если же толпа устоит, то всадникам ничего другого не остается, как откупиться от нее».

    В Хуламе В. Я. Тепцов обратил внимание на смешанность антропологических типов жителей Безенги, Шыкы, Усхуоа, Озеня, собственно Хулама и Тотура, на форму и тип этих поселений, хозяйство и занятия местного населения. Среди них он выделил выходцев из Кабарды, Осетии и даже из горских евреев. Что касается, правда, последних, то тут автор несколько преувеличил. Но если говорить о кабардинцах, осетинах, сванах, рачинцах, карачаевцах, то их или их потомков, бесспорно, можно было встретить в большинстве населенных пунктов Балкарии. В. Я. Тепцов же указывает: «Разнообразие в типах сразу бросается в глаза и в Чегеме. Большинство населения приближается к типу осетин». Характеризуя сословия балкарского общества, он выделяет таубиев, каракишей, отпущенных на волю рабов и «пришельцев со стороны». И их, очевидно, насчитывалось немало, если Тепцов причисляет их к сословию.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019