Особого внимания заслуживают проведенные в горах Балкарии исследования Готфрида Мерцбахера. Г. И. Радде, рецензируя его труды по географии, геологии и этнографии, указывал, что они представляют знаменательное явление в научном мире. В работе «Из высокогорных районов Кавказа» (Лейпциг, 1901, т. 1) Мерцбахер дал подробнейшую характеристику Урусбиевского общества и особенно «татарского села Урусбиево», как пишет автор. В первую очередь обращают на себя внимание описание комплексов жилищ больших семей и патронимий, зарисовки центрального жилища, его убранства, а также пристроек – отоу.
В несколько непоследовательной форме Мерцбахер углубляется в историю появления этого народа в горах, рисует его антропологические типы, женские и мужские костюмы.
Интересно, что Мерцбахер первым из авторов приводит самоназвание балкарцев – таулу.
Ему нравится гостеприимство урусбиевцев, общительность, легкая воспринимаемость всего, что их окружает, понятливость, природная смекалка. «Горские татары, – отмечал он, – поразительно веселые и общительные люди, отличающиеся гостеприимством, дружелюбием...»
Мерцбахер анализирует характер сельского хозяйства в горах, сосредоточивая внимание на причинах развития животноводства.
Из данной и других статей и книг Мерцбахера можно почерпнуть богатый материал о качестве почв в балкарских ущельях, сортах возделываемых здесь сельскохозяйственных культур, коневодстве, кустарничестве, бытовых особенностях жизни населения, культуре, особенно музыкальной.
В конце XIX – начале XX века выходят публикации прекрасного знатока экономики и истории, этнографии и культуры горцев Северного Кавказа, старшего землемера Межевого управления Терской области, а затем управляющего Терской областной чертежной Николая Петровича Тульчинского.
Неоднократные командировочные и туристические поездки во все общества Балкарии, близкое знакомство с документацией сельских правлений и областных чиновничьих учреждений способствовали тому, что он знал каждый километр общинных земель, размеры, качество и местонахождение пахотных, сенокосных и пастбищных угодий обществ, населенные пункты, многих их жителей, руководство сельских правлений. Поэтому-то работы Николая Петровича всегда начинаются с анализа тех или иных проблем социально-экономического развития общества и физико-географической характеристики конкретной местности и ущелья.
Вполне достоверны и данные Н. П. Тульчинского о численности населенных пунктов балкарских обществ, поскольку он исходил из материалов «Статистических списков населенных мест Терской области», регулярно публиковавшихся тогда в «Терском календаре».
Тульчинского интересовали этногенез и общественное устройство жителей балкарских ущелий, при этом он так же, как и Ковалевский и Миллер, считал, что балкарская народность складывалась на основе смешения местных ираноязычных племен с пришлыми тюркского происхождения. При этом, писал автор, пришельцы разрушили еще существовавшие тогда в горах «демократические порядки, установив свою власть, способствующую делению на сословия». Характеризуя пришельцев, он указывал, что в основе их «аристократического строя жизни» лежала «воинская доблесть», т. е., как это видно из описания, у пришельцев имела место организация управления, названная Ф. Энгельсом при характеристике германских племен «строем военной демократии». «В отдаленные времена нашей эры, – читаем у Тульчинского, – горцы и их соседи наполняли всю свою жизнь воинственными набегами друг на друга». Естественно, что среди соплеменников выделялись предприимчивые, смелые и покровительствовавшие слабым односельчанам военные вожди: «Такие люди в глазах своего племени олицетворяли все совершенства человека». Но при этом автор в доказательство своих тезисов приводит, к сожалению, довольно-таки неудачные примеры: факты образования фамилий балкарских таубиев, в частности появление фамилий Балкаруковых, Барасбиевых и Кучуковых от выходца из Абадзехии Анероко, Келеметовых и Шакмановых из Дигории, Урусбиевых от Алтут-Хана из Крыма. Данные об Урусбиевых автором были почерпнуты даже из архива г. Владикавказа.