Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Н. П. Тульчинский не раз отмечал почтительное отношение балкарских мужчин к женщинам. Ему не приходилось видеть, чтобы мужчина ехал верхом, а женщина бы шла рядом, чтобы мужчины были грубы и невнимательны к женщинам. В то же время женщины, как замечал он, при встрече в пути всегда уступают дорогу мужчинам или встают при появлении гостей. Подобное наблюдалось в среде осетин, кабардинцев, абазин, ингушей.

    Вряд ли прав Тульчинский в том, что балкарцы в случае болезни их близких не прибегали к медицинским мерам и не имели понятия об изоляции опасно больных. Во-первых, население горских обществ в случае необходимости обращалось к своим участковым фельдшерам, во-вторых, балкарская народная медицина имела определенный опыт лечения многих болезней и, в-третьих, балкарцы всегда думали и знали о мерах предосторожности в случае инфекционных заболеваний.

    Автору книги в 1969 году в Шаурдате удалось обследовать «шыякы» (фамильный склеп) Гадиевых, расположенный в 50 метрах от их патронимического квартала, который свидетельствует о том, что если кто-либо из членов тукума заболевал неизлечимой болезнью, то уходил умирать в этот склеп, помня о продолжении рода, спасая здоровых родственников.

    Искусством народной медицины владели обычно отдельные фамилии, передавая его строго в своем кругу, в чем также проявлялись взаимосвязи родственников. «Практическая медицина, – читаем у П. Зубова, – принадлежащая исключительно некоторым фамилиям, состоит из простых правил, изустно передаваемых из рода в род, и преимущественно заключается в искусном лечении ран».

    Заканчивая анализ публикаций Н. П. Тульчинского, надо отметить, что он, живя долгие годы на Северном Кавказе, великолепно разбирался в хозяйственных проблемах горцев, землевладении и землепользовании, общественном строе и семейно-брачных отношениях, религиозных верованиях, народном творчестве. Но в объяснении некоторых фактов и явлений, хотя в этом и не было никакой необходимости, он прибегал к механическому повторению Миллера, Ковалевского, Иванюкова, Грабовского, Иванова, следуя их, порою не всегда удачным, объяснениям и толкованиям, заимствуя у них непроверенные цифровые данные.

    Более самостоятельно, критически, правда не всегда оправданно (критика сравнительно-исторического метода исследования М. М. Ковалевского), подошел в эти годы к характеристике семьи, семейных отношений, аталычества, экзогамии, левирата, молочного родства, избегания, кровной мести и т. д. профессор Варшавского университета А. Даринский. Им сделана попытка рассмотреть все эти вопросы во взаимной связи. Он выделил у народов Северного Кавказа большую семью, отметив ее такие качества, как солидарность, игнорирование разделов, управление старшим по возрасту, разделение труда, общность имущества.

    В своем этнографическом очерке «Болкары на Кавказе» (СМОМПК, 1908, вып. 38) Николай Александрович Караулов, офицер русской армии, служивший в Терском казачьем войске и страстно увлекавшийся историей и этнографией народов Кавказа, также поднимает целый ряд исследовательских проблем, начиная с географо-климатической характеристики изучаемой местности и кончая ремеслом и народным творчеством ее населения. Караулов описывает жилище большой семьи, технику строительства, убранство комнат, мебель и посуду. При этом отмечает, что многое из виденного им делалось руками «местных мастеров». Он пишет, что домашняя утварь и кухонные принадлежности горцы изготовляли из железа, стали, красной меди и ценных пород дерева. Что касается оружия, то этот вид ремесла, по его мнению, стал исчезать в последнее время, хотя в прошлом занимал «видное место».

    В очерке есть материал, касающийся производства одежды и «домашних тканей»: это – производство бурок, башлыков, овчинных папах, шуб из дубленых шкур, кожаных вещей, обуви.

    Среди основных видов хозяйственной деятельности Караулов выделяет овцеводство, коневодство и землепашество. Так, о коневодстве он писал, что оно стоит «довольно высоко. Сорт балкарской лошади очень хороший, она неприхотлива и вынослива... Крепкое небольшое копыто очень цепко, и лошади эти незаменимы в горах». По его данным, балкарцы выращивали ячмень, кукурузу, овес, пшеницу, картофель.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019