Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 

    О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Подробно анализируя брачные отношения, М. М. Ковалевский и И. И. Ивашоков отметили, что балкарцы «редко обращаются к полигамии», что объясняется материальными затруднениями и влиянием христианской традиции. Редко можно встретить двоеженство, и то среди наиболее богатых людей.

    Особо считались горцы при заключении браков с сословными различиями жениха и невесты: «Таубий или князь может жениться только на дочери таубия или чужеземного узденя; каракиши, т. е. вассал князя, может жениться на ком угодно, за исключением рабыни». Аналогичное исключение делалось и для браков чагаров – простых крестьян.

    В свадебном ритуале определенная роль отводилась родственникам брачащихся. Так, переговоры с родителями невесты вел кто-либо из родственников жениха.

    Интересную информацию привели авторы относительно поведения невесты в период сватовства: родители в случае согласия на брак отсылали свата к дочери, и та на троекратный вопрос, желает ли она выйти замуж, отвечала, что она согласна, поскольку такова воля родителей. Действительно, в решении брачных вопросов решающая роль принадлежала старшим членам семьи.

    Среди родственников невесты ученые выделяют опять-таки дядю по материнской линии невесты.

    М. М. Ковалевский и И. И. Иванюков не упустили из виду и такой момент свадебной церемонии, как возвращение невесты в отчий дом, что они объясняли как неполный и неокончательный разрыв ее со своей семьей и фамилией. Дома она находилась от одного до двух лет. Перед отъездом невесты члены семьи устраивали угощение близким и дальним родственникам, а затем с подарками окончательно возвращали в дом мужа. На торжестве прощания старший член фамилии предлагал присутствующим одарить молодую, в результате чего к ее личному имуществу прибавлялось «до шестидесяти штук рогатого скота, сто или полтораста баранов, много одежды и домашней утвари».

    При рассмотрении положения женщины в большой балкарской семье, отношения к ней мужа и его родственников авторы отметили, что она имела определенные права. Муж не мог претендовать на ее имущество, «не мог обременять ее собственными долгами», нес ответственность за ее судьбу перед ее родственниками. В случае же убийства жены «мстителями за смерть» ее родственникам необходимо было «заплатить если не полный, то половинный размер платы за кровь».

    Некоторые права сохранялись за женщиной и после смерти мужа. Хотя по обычному праву женщина исключалась из числа наследников, по шариату бездетная вдова получала четвертую часть имущества, имевшая детей – восьмую. Авторы в очерке объясняли это тем, что дети тоже наследовали имущество, и поэтому доля вдовы, имевшей детей, оказывалась вдвое меньше, чем бездетной.

    М. М. Ковалевский и И. И. Иванюков обнаружили в балкарском обществе и «вымирающую форму левирата», при котором вдова вместе с имуществом как «собственность семьи покойного переходила к остальным членам двора». Левират, широко распространенный и у других горцев Кавказа, являлся одной из ранних форм брака. «Левират, т. е. обязательный выход замуж за старшего брата, – читаем в работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», – если муж умрет, встречается у большинства племен Кавказа...». Здесь же дается объяснение появления левирата, как результат попытки сопротивления запрещению коллективного брака в форме наложения табу на взаимоотношения между невесткой и отцом ее мужа, а также братьями, который все же нашел выход в форме «обязательного выхода замуж за старшего брата». Сохранение же этого порядка у ряда народов не просто как символа, а института, считал М. М. Ковалевский, «соответствует новому представлению о женщине как о собственности», что подтверждается известием Вахушти: «По смерти одного брата на вдове его женится другой брат, и это делается потому, чтобы при женитьбе еще раз не пришлось приподнести в дар родителям невесты адатом положенных 10, 20, 30 или 40 коров». Этой же точки зрения, собственно, придерживаются и советские исследователи X. Есбергенов и Т. Атамуратов, по данным которых, полученным ими при исследовании семейного быта каракалпаков, левират, «восходя к групповому браку, в более поздний период» сохранялся и в семейной общине, «не заинтересованной в уходе вдовы и разделе имущества». Таким образом, если корни левирата восходят к беспорядочной форме брака, то сохранение обычая у балкарцев в исследуемое время, говоря словами Ковалевского, «объясняется возможностью достижения с его помощью новых целей, которые вовсе не имелись в виду при его первоначальном установлении».

    Кроме экономических интересов семейных коллективов и фамилий, причиной могло быть отсутствие наследников по мужской линии. М. Ковалевский приводит примеры индусских и греческих племен, у которых обычное право допускало «сожительство жены с братом мужа лишь с целью рождения сына, который мог бы со временем сделаться продолжателем семейного культа».

    Заканчивают свой научный очерк М. М. Ковалевский и И. И. Иванюков вопросами порядка наследования общесемейного имущества: об идеальных долях наследников, приобретавших реальность после смерти отца, усилении внутрисемейных разногласий, роли шариата в семейном быту, степени родства в наследовании имущества, привилегиях старших и младших и о самой церемонии раздела движимого и недвижимого имущества.

    Исследованием балкарской музыки, вместе с М. М. Ковалевским и И. И. Ивашоковым, занимался Сергей Иванович Танеев. Он записал 20 песен и танцевальных мелодий, описал и зарисовал ряд народных инструментов. Это было, как справедливо заметила искусствовед Т. Хопрова, «первое научное исследование интереснейших образцов музыкального творчества народов Кавказа».

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019