Материалы двукратных посещений балкарских ущелий легли в основу и статьи М. М. Ковалевского «Поклонение предкам у кавказских горцев», напечатанной в «Вестнике всемирной истории».
Прежде всего, автор остановился на характеристике большой семьи, ее специфических черт, экономической основы, взаимоотношений между членами семьи.
Собранные М. М. Ковалевским данные свидетельствуют, что каждая большая семья поклонялась своим предкам, непосредственно связанным с культом очага: «Говоря о близкой связи, существующей между культом душ умерших и культом домашнего очага, раньше всего следует указать тот факт, что очаг у горцев отождествляется вполне с «семейством». Он в качестве примера приводит осетинское проклятие, имевшее место и у балкарцев, чеченцев и ингушей: «Чтоб в его очаге навсегда потух огонь», т. е. чтобы семья прекратила свое существование.
Самой священной клятвой балкарцев (автор в статье называет их «эльборусскими татарами»), осетин, пшавов, ингушей считалась клятва, связанная с очагом: «клянусь цепью очага», «клянусь чистейшим золотом надочажной цепи».
Далее Ковалевский излагает факты культа очага в связи со свадебными, похоронными и поминальными обрядами и другими актами тщательной заботы членов семей и патронимий о своих предках. И все это он объясняет тем, что в противном случае «предок-покровитель» может разозлиться и стать причиной «болезней, несчастливых предприятий, падежа рогатого скота и баранов и т. п.». Об этом писали и более ранние авторы и поздние, как ученые, так и современные поэты и писатели. В 1849 году анонимный автор Г-д замечал: «Каменные кладбища горцев составляют маленькие городки, которые содержатся в большем порядке и чистоте, чем аулы, потому что мусульмане считают главнейшею добродетелью чтить память своих родных и друзей». Татарский поэт Равиль Файзуллин в четверостишии «Слова седого мудреца» так образно выразил отношение народа к этому:
Два клада драгоценных сохрани –
Кладбище предков и собранье книг!
Живи, святые ценности любя!
Базар не пропадет и без тебя...
Завершая анализ двух научных экспедиционных поездок М. М. Ковалевского, В. Ф. Миллера, И. И. Иванюкова и других участников, можно констатировать, что, не имея серьезных предшествующих публикаций, ученые глубоко и конкретно исследовали общественный строй и быт балкарского народа, обычноправовые нормы, материальную и духовную культуру. Бесспорной заслугой ученых является обращение внимания на распадающийся родовой строй в Балкарии и проблемы генезиса феодальных отношений, развитие и трансформацию семейной общины и бытование родственных организаций.
Выпущенные ими историко-этнографические очерки – это образцы умелого использования существовавших литературных источников, полевых этнографических, архивных и рукописных материалов, данных, археологических изысканий.
Результаты экспедиций привлекли еще большее внимание к балкарским ущельям историков, этнографов и археологов, а также ученых других областей знаний: географов, геологов, гидрологов, зоологов и т. д. И полностью хотелось бы поддержать Б. А. Калоева, указывающего, что сделанные М. М. Ковалевским, В. Ф. Миллером и И. И. Иванюковым на кавказском материале общетеоретические выводы и обобщения не только не утратили до сих пор своей значимости, но, более того, являются одними из основополагающих в исследовательской деятельности современных кавказоведов.