К мирному созидательному труду вернулись вчерашние бойцы, отстоявшие горные рубежи, и сам Казбек с уважением смотрит на пастуха в солдатской шинели, защитившего родной Кавказ.
«Будто сам Казбек безбрежный
Обнялся с бойцом простым,
Обнялся с приветом нежным —
Снежный маршал высоты».
(«Майское утро»)
Рядом с грузинами, осетинами, армянами сражались за Кавказ москвичи, рязанцы, уральцы, казахи. Не раз добрым словом вспоминали они тех, кто обучал их умению двигаться по скальным кручам и ледяным сбросам.
Это были альпинисты, спортсмены, вставшие на защиту родной земли.
«Высоко в небе, над Абхазией —
Санчарский перевал,
Там путник разве что с оказией
Случайно побывал.
Туда ведут лишь тропы узкие,
Опасные в ночи.
По ним текут туманы тусклые
И горные ключи,
И он — ничем не примечательный,
Тот каменистый вал —
Стал местом битвы замечательной —
Санчарский перевал».
(«Санчарский перевал»)
В этой битве, как и во всей невиданной в истории человечества войне, одержал победу советский народ, единодушно сплотившийся вокруг партии большевиков, вокруг своего вождя и величайшего из полководцев товарища Сталина.
Одно из стихотворений цикла «Грузинская весна» посвящено С. М. Кирову. Поэт описывает августовский день 1910 г. С. М. Киров, сотрудник владикавказской газеты — Сергей Миронов — совершил свое восхождение на Казбек. Сорок лет назад, вспоминал впоследствии Сергей Миронович, «число бывших на вершине Казбека было настолько ограничено, что их знали наперечет». Некоторые спутники С. М. Кирова по восхождению не нашли в себе сил и воли для борьбы за вершину. Но молодой революционер упорно продолжал подъем к намеченной им цели.
«Не сокрушить их,
Вихрю — не смести,
Уже вершина,
Дальше нет пути!
Снежок, пыля,
Летит в ущелий дым,
Какой земля
Раскрылась перед ним?
Встает Эльбрус,
Весь залитый огнем,
Как будто куст
Костров горит на нем
Дых-тау с Ушбой
Выше облаков
Клянутся дружбой
Вечных кунаков...»
(«Киров на Казбеке. 9 августа 1910 года»)
(Об этом периоде жизни и деятельности Сергея Мироновича, в частности о работе Владикавказского политехнического общества и организованных им походах и восхождениях, мы рассказывали в первом выпуске нашего «Ежегодника»).