Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Василий Лебедев. Обречённая воля, 1969 г. Часть 1 Патриотическое

    Трудовая жизнь Василия Лебедева началась очень рано. Он работал грузчиком, гвоздильщиком, поваром. После окончания университета преподавал в школе русский язык и литературу.

    В 1969 году выходит первая книга повестей и рассказов Василия Лебедева «Маков цвет». Книга удостоена премии Ленинского комсомола. Позднее появились книги «Высокое поле», «Жизнь прожить», «Его познал Гиппократ» и другие.

    Повесть «Обреченная воля» — новое слово в творчестве писателя, первое его обращение к исторической теме. Повесть рассказывает о Кондратии Булавине — руководителе восстания на Дону в начало XVIII века. Целью восстания была борьба за волю Дикого поля, но ото движение переросло в борьбу за свободу всех угнетенных, бежавших на Дон от чудовищной эксплуатации.

    Действие в повести развивается по двум сюжетным линиям. Одна — жизнь булавинской вольницы, т. е. казаков, запорожцев, восставших башкир, другая — царский двор В лице Петра I и его приближенных. Трагический исход восстания наиболее ярко отразился в драматизме судьбы самого Булавина и его семьи.

    Часть первая

    1

    По Придонью, по запольным рекам денно и нощно скрипели разбитые телеги. Не обозом — в одиночку, сторонясь царевых городов и новорубленых солдатских крепостей, тащилось на юг лапотное племя беглецов. От Тамбова и Чембара, от Курска и Мценска, от тульских оружейных мануфактур, от невиданного людского падежа петербургской стройки бежали крестьяне. Бежали солдаты, работные люди рудников, лесных повалов, царевых верфей. Бежали монастырские крестьяне. В лесах неслышно, грибами, вырастали скиты раскольников. Гулящими ватагами уходили на Дикое поле бурлаки, бросая лесосплавы, лямки тяжелых плоскодонных насадов. Но и легкие суда, будары, не все доходили до Азова. Много их рассыхалось на отмелях левобережья или терлось, разграбленных, у известковой крутизны правого берега Дона: гребцы бросали весла и дружно подавались на вольные земли, забрав деньги вперед...

    К зиме поток замирал, а по весне, по первому подножному корму, по духмяной степной испарине, пробуждались и текли на юг серые людские толпы. И снова — тележный скрип, робкие костры по балкам, разбойные свисты по стопи. Где-то порубят семью беглых, где-то беглые одолеют степных разбойников и долго всматриваются потом в незнакомые дикие лица раскосых мертвецов.

    Скудела, безлюдела Русь. Впервые за все века шла она навстречу опасным азиатским суховеям, шла туда, где за шатким кордоном Дикого поля и лесной Руси еще жила воля. Там, на севере, горели боярские усадьбы, а здесь, в степи, как искры тех полымей, загорались новые костры — то новые отступники выламывались из государевой каторги и с надеждой тащились по сиротской дороге — по дорого на Дон.

    Антип Русинов остановился у самого Бахмутского городка под вечор. На краю балки, за кустами кладбищенского боярышника, он распряг еле живую лошадь, стреножил и пустил пастись среди могил. С телеги снес в балку рогожи, охапку краденого сена и, пока ломал на склоне сушняк, жена и племянница зашевелились внизу у глиняного горшка с пшеном. Напуганные на всю жизнь погонями, лесами и степью, они за одиннадцать недель рискового пути научились ни о чем не спрашивать своего поводыря. Они молчали даже сейчас, чуя конец пути.

    Антип высок огонь, раздул небольшой костерок и снова полез по склону наверх. В дороге от самых невских берегов до этой бескрайней долгожданной земли он всегда выходил досматривать, все ли тихо вокруг, не шибко ли дымит их костер, а то наведешь на стойбище лихого человека. Особенно тревожен стал Антип после гибели старшего брата. Всего неделю назад близ одного из верховых городков кто-то подкрался ночью к телеге, убил брата, когда остальные спали в балке, взял в изголовья мертвого торбу с иконой и двумя рублями и скрылся. После той ночи не верилось в тишину и благодать этого края. В голове бродили мысли о новых бегах, теперь уже отсюда, с Дона,— в Сибирь. Мужики сказывали ему, что-де в Сибирском царстве от царя дальше, воли больше, но как тут подымешься с бабами? С кем думу думать? Кто присоветует буйной неприкаянной голове? «Нет уж, шабаш: тут жить, тут и умирать...» — думал Антип устало.

    Со стороны Бахмута долетали крики казаков, но трудно было разобраться — гульба там разгорается, иной ли какой сбор? Антип высунулся из балки по пояс и стал смотреть в ту сторону внимательно и напряженно, готовый в любой момент кинуться вниз, затоптать костер.

    Городок, обнесенный по земляному валу бревенчатым забором, на три сажени подымал стенную площадку-раскат, нависшую козырем заостренных бревен, устремленных в степь на вес четыре стороны. По раскату у самых ворот раза два пробежал кто-то. За степами городка, за подымавшимися над ними, еще не облетевшими кущами дубов все сильней расходился многоголосый гвалт.

    «Ладно, не сунулись в пекло! Лучше поутру войду. Один»,— благоразумно решил Антип. С этим он успокоился и благодарно перекрестился на зарю. Он хотел было спуститься вниз, к костру, как вдруг заметил верхового, выехавшего из ворот городка. Лошадь шла неровно, какими-то толчками, забочениваясь влево, и Антип не сразу заметил, что к седлу за обе руки была привязана женщина на длинном поводе. Сначала он увидел под брюхом лошади лишь ноги, путавшиеся в длинном подоле, потом, когда лошадь дернулась вправо, открылась вся фигура с молитвенно вытянутыми вперед руками. Всадник орал не то на нее, не то на лошадь и держал направление на кладбище. В воротах появилась толпа бахмутцев, но никто не пошел за всадником дальше моста через ров.

    «Дивья!»,— подумал Антип.

    Он испугался, что его заметят в эту неподходящую минуту.

    Казак приближался на своей горячей вороной лошади. Уже можно было увидеть шитое красным седло, матово поблескивавший эфес тяжелой сабли, должно быть серебряный, длинный пистолет за поясом, и хотя кафтан всадника был заношенный, Антипу стало ясно, что голытьба в этом городишке прижилась не худо. Он тотчас прикинул, что на первый случай тут можно наняться в работные люди и перебиться до весны. Между тем казак остановился на дороге. Левой рукой он подтягивал упиравшуюся женщину поближе к седлу, с силой наматывая повод на кисть, неторопливо и страшно. Антип глядел на ее черноволосую красивую голову, на ее нерусский наряд. Ждал. Но вот ноги ее подкосились и она повисла на поводе, вытянув к седлу связанные руки. Казак сдернул шапку за красную кисть, броско перекрестился, а в следующий миг уже засвистел в воздухе арапник. До Антипа долетал крик женщины — непритворный, утробный, вырывавшийся с каждым новым ударом плетеного арапника. Кряжистое, но все же гибкое тело казака низко пыряло с седла вслед за плетью. «Не для показу сечет — для дола»,— решил Антип.

    Раздался пронзительный степной свист, за ним — топот, и вот уже летел с правой стороны степи, из-за поворота городского вала, какой-то казак. В одну минуту он был уже у кладбища, а в следующую выхватил саблю и ловко срубил арапник в поднятой руке первого казака. Тот озверел. Выхватил саблю, но подскакавший бросил свою в ножны и не отступил, а правил танцующую лошадь на вооруженного. Они что-то кричали друг другу — коротко, отрывисто. Вдруг подскакавший хлестко двинул первого ладонью по лицу, не убоявшись обнаженной сабли. Все стихло. Миротворец развернул лошадь и, не взглянув на избитую женщину, рысью направился в Бахмут. Первый оставался какое-то время в растерянности, глядел на сухопарую фигуру обидчика и наконец крикнул:

    — Смотри, Голый, не возносись, войсковому подобно!

    Отъехавший не оглянулся. Тогда первый остервенело крутнул над головой саблей — так, что у Антипа захолонуло в брюхе — мазнул острым жалом по поводу, на котором висела привязанная женщина, отсек ее, полуживую от страха, и с диким свистом ускакал в степь. Шапка его прокачалась в стороне от городка и скрылась за бурой хребтиной бугра.

    —      Дивья! — проговорил Антип.— Бабы! Гляньте-ко:

    греха-то привалило!

    Женщины выкарабкались наверх и, щурясь по-звериному из бурьяна, смотрели на белое увалистое пятно в кроваво намокших настегах.

    —      Царица небесная! Да как же тут жить-то? Царица небе...

    —      Цыц! — одернул Антип племянницу.— Не лей слез наперед. Люди живут, и мы выживем. Вон идут сюда. Катитесь вниз!

    От ворот Бахмута отъехала телега. Лошадью правил старик, издали белея сединой длинной бороды. Он подъехал, помог подняться избитой, посадил се в телегу и увез куда-то в степь, подальше от гудящего как улей Бахмута.

    —      Затопчите огонь! — крикнул сверху Антип.

    Дотемна не выходили из балки, но и потом, проверив лошадь, Антип долго лежал на рогоже, глядя в крупно-звездное небо, в его непривычно черную, южную глубину.

    —      Эх, землицы бы порожней, да воли — вот и жизнь! — вздохнул Антип мечтательно.

    —      Дядька Антип! А кашу варить? — напомнила племянница.

    —      Небось не сдохнем до утрея!


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Организатор боевых дружин
  • Последние годы жизни
  • Начало революционной деятельности
  • Детство
  • Империализм продолжает подрывную деятельность против ссср
  • Слово о Даниле Сердиче
  • Годы суровых испытаний
  • Воспоминания о Ленских событиях 1912 года. Стр.67
  • Воспоминания о Ленских событиях 1912 года. Стр.29
  • Воспоминания о Ленских событиях 1912 года. Стр.1


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019