В воззвании Исполкома Коминтерна противопоставлялась реальная жизнь в СССР и фашистская политика террора, политический обман и социальная демагогия буржуазных идеологов и пропагандистов. Переведенный на все основные языки народов мира, этот документ сыграл важную роль в формировании мирового общественного мнения об исторической миссии реального социализма, об СССР как гаранте мира и бастионе борьбы против войны и фашизма.
Реальный социализм, его способ производства, демократия и образ жизни стали главными источниками политической и трудовой активности советского народа, идейной непримиримости к классовому противнику, его идеологии, морали и пропаганде, темой новых исследований и публикаций экономистов, философов, историков. Социалистический идеал превратился в осознанную действительность, основу коммунистического воспитания трудящихся.
Победа социализма в СССР, социальный оптимизм и уверенность советских людей в перспективах упрочения и дальнейшего развития построенного в основном социалистического общества были вескими аргументами в пользу нового строя. Успехи СССР, отмечал Пальмиро Тольятти, которые антисоветчики «ранее объявляли невозможными или отрицали, произвели ошеломляющее впечатление на массы, дали им в руки объективное доказательство того, что перед человечеством открылся новый путь развития... Победы Советского Союза озаряли ярким светом сознание людей, конкретно раскрывали перед ними перспективы будущего, становились — подобно Октябрьской революции — путеводной звездой в деле формирования социалистического сознания масс и воспитания наших лучших кадров».
Идеология, политика и пропаганда антисоветизма перед лицом исторических успехов СССР оказались в кризисном состоянии. Теперь уже нельзя было, как прежде, в первые годы Советской власти, изображать большевистскую партию как разрушительную силу, а диктатуру пролетариата — как сплошной террор.
Существенно изменилось мировое общественное мнение об СССР. Победа социализма закрепляла в нем прогрессивные тенденции, вселяла уверенность и новые надежды нашим друзьям. Этому способствовали реальные факты строительства социализма, официальные документы Коммунистической партии и Советского правительства, а также объективная литература, созданная советскими и зарубежными авторами. Коммунистические идеи, воплощенные теперь в реальном советском социалистическом обществе, завоевали умы многих миллионов людей в СССР и за рубежом. Опыт противоборства двух систем наглядно учил, что идеологическая борьба и организованный отпор антисоветизму и антикоммунизму — объективный фактор классовой борьбы и необходимые условия социалистического созидания. В ходе этой борьбы буржуазная и реформистская идеология и пропаганда потерпели сокрушительное поражение и переживали глубокий кризис.
Пожалуй, со времени Великого Октября в мире не было события, которое вызвало бы такой международный резонанс, как новая Конституция СССР.
После опубликования (июнь 1936 г.) ее проекта для всенародного обсуждения состоялась невиданная в истории международная дискуссия о конституционном устройстве общества вообще и о гражданских правах, свободах и обязанностях, о противоположности буржуазного и социалистического обществ10. «Лицемерам, которые клевещут на социализм и стараются вводить массы в заблуждение, изображая перед ними социалистический строй как строй подавления человеческой индивидуальности и свободы, как строй казарменный, как режим бедности, «общности благ»,— говорилось в передовой статье журнала «Коммунистический Интернационал»,— мы отвечаем: взгляните на Советскую Конституцию и на социалистическое государство, основным законом которого она является!»
Доклады И. В. Сталина «О проекте Конституции Союза ССР» на Чрезвычайном VIII съезде Советов СССР, Г. Димитрова «Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса, против фашизма» и Д. 3. Мануильского «Итоги социалистического строительства в СССР» на VII конгрессе Коминтерна сыграли историческую роль в защите и пропаганде достижений социализма. «Теперь,— говорилось на VIII съезде Советов,— когда мутная волна фашизма оплевывает социалистическое движение рабочего класса и смешивает с грязью демократические устремления лучших людей цивилизованного мира, новая Конституция СССР будет обвинительным актом против фашизма, говорящим о том, что социализм и демократия непобедимы. Новая Конституция СССР будет моральной помощью и реальным подспорьем для всех тех, кто ведет ныне борьбу против фашистского варварства». Широкое обсуждение текста Конституции, связанные с этим партийные документы, Отчетный доклад ЦК ВКП(б) XVIII съезду партии — все это в комплексе представляло собой новый этап в развитии теоретической мысли, в стремлении осмыслить накопление опыта и перспектив социального развития. Над этим думали, это обсуждали не только марксисты-ленинцы, но и их противники.
Рассматривая Конституцию СССР с негативных позиций, буржуазная печать и литература все-таки распространяли, разумеется с извращающими комментариями, сведения о советском обществе. «Даже самые враждебные органы печати,— замечал по этому поводу А. Е. Тивель,— злостно комментируя отдельные положения Конституции, вынуждены все же как-то излагать их содержание и тем самым волей-неволей способствовать распространению сведений о Конституции СССР. В ряде случаев газеты приводят и высказывания советской печати, значения которых не может уничтожить никакая клевета». Это была острая борьба вокруг экономических, политических и социальных основ советского и буржуазного обществ. Конечно, центральными в ней были вопросы о демократии, праве на труд, социальной справедливости, о соотношении общественной и личной собственности трудящихся. Уже в те годы буржуазные социологи и журналисты употребляли термины «уровень жизни» и «стандарт жизни», чтобы доказать «преимущества» капитализма в сфере благосостояния. Злобные нападки буржуазных «критиков» вызвало положение Конституции СССР (ст. 126) о Коммунистической партии как руководящем ядре всех организаций трудящихся Советского Союза. «Наличие одной партии исключает возможность демократии», «марксистские принципы никогда не могли быть применены в СССР», «чувство хозяина у советских людей — иллюзия», «признание права на личную собственность и сбережение — первый реванш капитализма»—подобные выводы буржуазной печати о новой Конституции СССР на долгие годы были взяты на вооружение фальсификаторами в идеологической борьбе против СССР и Коммунистической партии.
В Конституции СССР 1936 г. опыт борьбы советского народа за свободный труд и трудовую мораль также получил свое воплощение. В статье 12 говорилось, что труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест», а организация жизнедеятельности общества осуществляется согласно правилу «от каждого — по способностям, каждому — по труду». Статья 130 закрепляла принципы и нормы социалистического общежития и требование их обязательного соблюдения.
Полное юридическое оформление места и роли церкви в жизни советского общества было сделано в той же Конституции СССР 1936 г. В статье 124 провозглашалась свобода совести, отправления религиозных культов и антирелигиозной пропаганды. В соответствии со статьей 135 духовенство получало избирательное право. Все это, разумеется, усиливало у духовенства и верующих настроения в пользу Советского государства, способствовало включению их в борьбу против антипатриотических действий, против клеветнических пропагандистских акций враждебных сил из-за рубежа. Это было очень важным фактором для страны, почти половина населения которой оставалась религиозной.
Во время обсуждения проекта и после принятия новой Конституции СССР советские социологи пропагандировали ее преимущества, сопоставляли советскую политическую систему с буржуазной, вновь подвергали критике социал-демократические мифы о диктатуре пролетариата, гражданских правах и свободах. Наиболее активно выступали П. Ф. Юдин, М. Б. Митин, А. И. Стецкий, П. Н. Поспелов, П. С. Черемных и др. В их трудах раскрывались сущность и реальные проявления социалистической демократии, советского коллективизма, социальной справедливости и подлинного равенства, освещалась историческая миссия Коммунистической партии и Советского государства в строительстве новых форм жизнедеятельности людей, их воспитании в духе принципов и норм социалистического общежития, содержалась резкая, но объективная критика фальсификаций советской действительности и социальной политики нашей партии, участия трудящихся масс в управлении обществом и государством, в строительстве новой жизни.
Логика идеологической борьбы возвращала ее участников к реалиям истории, к ленинским оценкам и методологии, к необходимости мобилизации социально-политического опыта, накопленного в мире, особенно в СССР, за минувшие после Октябрьской революции годы. Прогрессивная печать напоминала, что, когда принимались первые советские конституции 1918 г. и 1924 г., ограничивающие избирательные права нетрудовых элементов, буржуазная и социал-реформистская пропаганда много шумела о недемократичности и нарушении свобод в советском обществе. Но и Конституция 1936 г., закрепившая победу социализма и упразднившая ограничения избирательных прав по классовому признаку, также подвергалась пропагандистским атакам противника.