Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 

    Культура общения в малом туристском коллективе Немного теории / Руководителю тургруппы

    Культура общения в малом туристском коллективе. Вряд ли можно найти человека, который не знает, что его самочувствие во многом зависит от того, как складываются его отношения с другими людьми - на работе, дома, на отдыхе. Особенно важен психологический климат в небольшой и замкнутой во время похода от возможностей общения с другими людьми тургруппе. Отношения складываются на неформальной основе. Здесь нет, как, например, на производстве начальников и подчиненных, однако и здесь имеется распределение ролей. Это руководитель, завхоз, казначей, фотограф, ведущий и замыкающий на переходе. Главное здесь - искреннее желание и умение налаживать и поддерживать доброжелательные, честные, гуманные отношения.
    Каждый человек неповторим в своих интересах, целях, привычках и мотивах действий, иногда он не имеет навыков правильного поведения и общения. Общение начинается и продолжается при непрерывной взаимной оценке товарищами друг друга по трем признакам: как знает дело, каково поведение, каков эмоциональный тон общения (симпатия – антипатия). Особые условия турпохода требуют от каждого развитого чувства гуманности, уважения, дружелюбия и внимательности, терпимости и великодушия. Небольшой коллектив (6-9 человек) позволяют в дружеской обстановке дать нравственную оценку каждому поступку товарища, помочь устоять от нравственного падения. Для туриста ванна степень удовлетворенности эмоциональным общением, потребность в котором зависит от индивидуальных особенностей (любит ли человек общество или предпочитает побыть в одиночестве, склонен ли быть ведомым или ведущим, предпочитает сильные или простые и спокойные переживания). Часто недовольство товарищем возникает, если эти обстоятельства не учитывается, если воспринимаешь его как "второго себя", а не как автономную уникальную личность. Хороший помощник здесь - глубокая взаимная заинтересованность друг в друге, в сохранении и развитии отношений, готовность совершать поступки на благо товарищу. Дружба в группе зарождается при совместном обсуждении событий в окружающем мире и туризме, рассказах о себе, обмене мнениями о тех или иных фактах, поступках товарищей. В таких обсуждениях очень важны искренность, желание, продолжить дружбу, преодолевать возникшие трудности в общении.
    Важно осваивать навыки совместных практических действий - совместного принятия решений, своевременного решения возникающих проблем, координации работы по подготовке похода и на маршруте, умения подчинить свои действия общим интересам. Очень полезны совместные игры, шутки - это способствует раскрепощенности, раскованности. Для хорошей туристской группы свойственны справедливость поощрений и порицаний. Свободное общение с другими людьми и группами, налаженная система взаимности - не доминирование и подчинение, а совместная работа и взаимодействие, когда каждый чувствует себя автором своего поведения.
    Замкнутость туристских групп, закрытость от общения с другими мешают успехам на туристской тропе.
    Главными принципами отношений в группе туристов традиционно являются:
    - право каждого на выбор, самостоятельность;
    - общность интересов, стремление к новым знаниям, совместная работа по достижению общих целей;
    - искренность, готовность оказать помощь товарищу по группе (команде), всякому, кто в ней нуждается.
    В отношениях с товарищами необходимо овладеть навыками взаимопонимания, взаимовлияния и помощи, совместного решения конфликтов, обмена информацией. Познавая друг друга, надо предвидеть, что созданный в нашем сознании образ не должен быть неизменным. Собеседника надо воспринимать "здесь и сейчас", для этого уметь "вчувствоваться" в его внутренний мир.
    "Помощь помощи - рознь". Довольно просто оказать помощь при физических или материальных затруднениях (если есть деньги). А вот как оказать товарищу психологическую помочь? "Чужую беду - руками разведу". Как просто бывает дать добрый совет и как трудно бывает его выполнить. Как важны порой дружеские поддержка, сочувствие, однако ещё важнее тактично помочь товарищу самому справиться, сделать правильный выбор. Позиция "помогающего" долина быть такой: "Я знаю и верю, что ты можешь справиться с трудностями. Лучше, чем ты сам, никто тебе в этом помочь не сможет. Но я хочу, чтобы ты позволил мне составить тебе на некоторое время компанию, потому что я хочу помочь тебе, но только в том, чтобы ты сам лучше помогал себе. Кто знает, может быть когда-нибудь мы с тобой поменяемся местами, и мне нужна будет от тебя такая же помощь".
    Конфликты между участниками похода возникают на фоне их особенного общения в условиях замкнутой группы при столкновении противоположных интересов, взглядов, стремлений, типов поведения и поступков. Споры и разногласия могут быть мимолетными и длительными, односторонними и обоюдными, открытыми и скрытыми, случайными и преднамеренными.
    Причины конфликтов весьма разнообразны: различие в уровне туристско-спортивных качеств, скорости двигательных реакций и мышления, отсутствие выдержки, плохое понимание ситуации, некомпетентность руководителя похода, неисполнительность, неумение подчиниться, принести свои интересы в жертву общим задачам, трусость и неумение переносить походные трудности, высокомерие и самовлюбленность, злорадство по поводу неудачи товарища, грубость и агрессивность, стремление к власти, лживость, несправедливость и неспособность понять переживания другого человека. К конфликтам приводят несправедливые наказания и поощрения, неудовлетворенные ожидания, раздражительность, обидчивость и много других причин. Большинство действительных причин конфликтов вполне жизненны и невинны, однако начинающие (и не только начинающие) туристы не всегда умеют уладить отношения. В начале конфликта можно выбрать один из вариантов "ответа" зачинщику: согласиться (пусть внешне), оставить провокацию на конфликт без внимания, отреагировать агрессивно, без ущерба для своего самолюбия уладить конфликт. Главное - обоюдно желать согласия предупредить конфликт, устранить причины. Надо уметь вовремя почувствовать напряженность, устранить её причины, проявить такт и сдержанность, искренне откликнуться на желание партнера, уступить ему. Избегайте иллюзии собственного благородства ("Я хочу избежать конфликта, а он - нет, так я ему..."), двойной этики, когда одним и тем же поступкам дают разную оценку ("Да, но мой партнер поступает хуже меня..."); не ищите "соломинку в глазу" товарища, не упрощайте ситуацию для более легкого самооправдания. В разгаре конфликта часто бушуют бурные эмоции, когда "глаза и уши" закрыты, в действиях партнера виден только негативный смысл, каждый чувствует только свои переживания, стремится причинить партнеру больше страданий. Сдержаться! - Спокойному и умному человеку это сделать несложно, Труднее сдержаться человеку эмоциональному.
    Как преодолеть конфликт? Вспомнить о добрых отношениях в прошлом, об общем деле и объясниться. Главная заповедь - не сделать неверного шага в ответ на свои домыслы о "злых" намерениях партнера, показать свое искреннее стремление к согласию и взаимопонимании, не стесняться выяснить отношения. Алгоритм здесь таков: обратиться к товарищу с предложением совместно обсудить возникшую трудность, выяснить, какие ваши поступки привели к спору (ваше и его мнение), в чем корень противоречий, что неприемлемо для вас в его, а для него - в ваших поступках, каковы ваши общие цели, и что каждый из вас мог бы сделать для ликвидации конфликта. После принятия совместных решений - действуйте.
    В ваших спорах руководитель туристской группы (команды), тренер, инструктор должен быть "третейским судьей", однако без доброй воли с обеих сторон согласия не добиться.
    Помогает взаимопониманию умение логично и убедительно (с поправкой на женскую логику), темпераментно и заинтересованно высказывать свои мысли, открыто проявлять теплое и доброжелательное отношение к собеседнику. Говорите понятно и доступно, контролируйте, правильно ли вы поняты. Смотрите собеседнику в глаза, выдерживайте дружелюбный тон, мимику, жестикуляцию. Дружескому коллективу туристов свойственно открытое выражение чувств, способность делиться радостями и печалям.
    Обстановка в группе во многом зависит от того, как удовлетворяются ожидания участников похода. Для туристов-спортсменов важны победа над трудностями, желание лучше узнать себя и преодолеть свои слабости, победить соперника в соревновании. Турист-отпускник ждет от похода приятного общения у костра, "новых друзей и новых песен". Для многих поход - это средство ухода от трудностей и однообразия жизни, возможность побродяжничать, утолить "охоту к перемене мест". Поэтому важным условием успеха исхода является подбор участников со сходными ожиданиями. Этому поможет заблаговременное знакомство друг с другом, общая подготовка к походу, регулярные тренировки, где узнаются сильные и слабые стороны друг друга. Каждый турист отправляется в поход с надеждой, что поход будет интересным, трудным, но посильным, группа - дружной и веселой, руководитель - тактичным и опытным, погода - хорошей, а неожиданности - только приятными. Если ожидания не сбываются, часто возникают растерянность, напряженность и, как следствие, конфликты.
    Для преодоления трудностей важна физическая, техническая, психологическая подготовленность.
    Во временной, не оформившейся в коллектив, группе довольно быстро выявляются неформальные роли. Выделяется лидер, как правило, отличный товарищ, хорошо организующий досуг; "энтузиасты", активно работающие на маршруте и биваках - опора руководителя; однако их активность следует иногда и сдерживать, так как иначе другие ничему в этом походе не научатся. Бывалые - наиболее авторитетны и независимы, часто они помощники и советчики руководителя. Иногда бывалый может стать дезорганизатором, активно возражающим руководителю. Иногда возражения полезны, как залог гласности и взвешенности в принятии решений. Эмоциональный лидер вместе с гитаристом и шутником создают доброжелательный фон в различных, иногда очень сложных ситуациях, не боясь вызвать огонь шуток на себя. "Середнячки"- менее опытны или активны, однако именно они своей поддержкой лидеров или их конкурентов создают в группе общественное мнение. Иногда в группе появляются "эгоисты". Они руководствуются, в основном, своими собственными интересами и нормами поведения, признавая групповые лишь поскольку, поскольку они соответствуют его личным. Наиболее слабый участник ("последний") в недружелюбной группе становится "козлом отпущения", в хорошей - поводом к сплочению на основе помощи ему, центром особого внимания, т.к. он может попасть в ситуацию, опасную для здоровья. Весьма полезны в группе люди, которые имеют установку на плодотворную работу, хорошую, бесконфликтную атмосферу. Если они активны и пользуются у товарищей авторитетом, тс берут на себя роль "посредников", организаторов коммуникации при возникновении больших и малых конфликтов. Пестрота возможных ролей в туристской группе подчеркивает решающую роль руководителя.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Требования к руководителям
  • Турист и туристский организатор.
  • Психологические аспекты.
  • Общие требования к комплектованию туристской группы.
  • Инструктор отряда туристов клуба - права и обязанности
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 1. Общие положения, методики
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 3. Предпоходный контроль
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 10. Текущий контроль
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 6. Текущий (в походе) контроль
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 2. Предпоходный контроль


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015