Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 

    Наш музей Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом

    График зависимости температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом

    Вырежьте доску размером 20X40 см и укрепите ее на столбике высотой 1 м. Столбик установите на географической площадке. Для этого подберите такое место, чтобы на прибор не падала тень от посторонних предметов.

    Забейте в доску перпендикулярно поверхности, ближе к южному краю, металлический стержень высотой 15 см.

    Теперь надо установить положение полуденной линии или местного меридиана.

    Делается это так. Часа за три до полудня отметьте на доске точкой положение конца тени и от основания стержня начертите окружность радиусом, равным длине тени. Тень от стержня постепенно станет укорачиваться и поворачиваться к северу. После полудня она будет удлиняться, продолжая поворачиваться. Когда тень снова коснется окружности, отметьте это место точкой. Затем соедините обе точки прямой линией и разделите ее пополам. Середину линии соедините с основанием стрежня, прочертив вертикальную линию масляной краской. В истинный полдень тень от стержня будет находиться на этой линии.

    Спустя год, когда у вас накопится материал, вы сделаете для музея ценный экспонат «Зависимость температуры воздуха от высоты полуденного солнца».

    Из курса 5-го класса географии вам известно: «...чем выше солнце над горизонтом, чем более отвесно падают лучи, тем продолжительнее день, тем теплее».

    График будет показывать закономерность между годовым ходом температуры воздуха и полуденного солнца.

    Хорошо бы иметь в разделе «Климат» график зависимости температуры воздуха от высоты солнца в течение суток. Сделать это очень легко. Когда у вас будут летние каникулы, организуйте наблюдения за температурой воздуха. Измерение производите в течение суток через каждый час.

    Самая высокая температура воздуха у вас получится не в полдень, когда солнце занимает наивысшее положение, а примерно в 3 часа дня.

    Вспомните уроки географии в 5-м классе: «... воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Лучи сначала нагревают поверхность, а от нее тепло передается воздуху».

    Поместите в раздел «Климат» и те экспонаты, которые вы сделали из наблюдений за температурой воздуха и воды в лесу.

    В этом же разделе вы можете поместить материал фенологических наблюдений, описание местных признаков и примет для предсказания погоды и другие материалы, связанные с погодой и климатом.

    Внутренние воды

    В разделе «Внутренние воды» надо показать характеристику местных водоемов, их зависимость от климата, источников питания, рельефа, как они используются человеком.

    Прежде всего, поместите карту своей области с подробными надписями рек и озер. Нанесите на ней границы своего района и обозначьте свое село или город.

    Очень ценным экспонатом раздела будет карта участка своей реки. Для составления карты у вас много данных, которые вы получили на экскурсии. На карте, кроме участка реки, начертите профиль реки, укажите расход воды, скорость течения. Начертите профиль речной долины.

    На карте надо показать, как река разрушает берега и углубляет свое русло.

    Начертите профиль реки на изгибе, на линии АВ. Чтобы нагляднее показать разрушительную работу воды, укажите на этой же линии скорость течения у вогнутого и у выпуклого берегов.

    Карту надо дополнить сведениями о начале замерзания и вскрытия реки.

    Вероятно, в окрестностях вашей школы протекает хоть небольшой ручеек. Снимите его на план. Съемку делайте от истока ручья с обязательным нанесением на план всех его притоков.

    Очень хорошо бы поместить в разделе «Внутренние воды» экспонат, который будет отражать зависимость грунтовых вод от атмосферных осадков.

    Вы знаете, какую большую роль в питании рек имеют подземные воды. Но откуда же берутся подземные воды?

    Вспомните тему «Круговорот воды». «Что делается с дождевой водой, выпавшей на землю? Часть ее тут же испаряется и превращается в облака, часть стекает в ручьи и реки... Остальная же вода просачивается в землю».

    Организуйте наблюдения над ближайшим источником. Цель ваших наблюдений будет сводиться к тому, чтобы на опыте установить, как в течение года изменяется количество воды, вытекающей из источника.

    Как вести наблюдения? В течение всего безморозного периода один раз в месяц приходите к источнику, захватив лопату, литровую банку, часы и желобок. Выкопайте лопатой на дне крохотного ручейка углубление. Воткните в переднюю стенку углубления желобок, а под него поставьте банку.

    Вода маленькой струйкой будет стекать в банку, а вы следите по часам, за сколько времени она наполнится. Потом высчитайте, сколько литров воды дает источник за час. Результаты запишите в тетрадь.

    Последнее измерение проведите перед замерзанием почвы.

    Теперь оформляйте материал. Обведите тушью на ватманской бумаге рамку размером 50X60 см. Отступя от верхней линии 8 см, проведите еще одну горизонтальную линию. Здесь вы напишете заголовок: «Зависимость подземных вод от атмосферных осадков». Остальную часть листа разбейте на вертикальные колонки по числу ваших наблюдений.

    Проведите поперек колонок, примерно посередине, простым карандашом линию и в нижней части нарисуйте разрезы обнажения. В каждой колонке разрез должен быть изображен один и тот же. В нем покажите подземные источники и струйкой вытекающую воду.

    В правой части каждой колонки оставьте 2 см свободного места. Сюда как бы будет струйкой стекать из источника вода. Изобразите ее столбиком голубого цвета. Высота столбика будет зависеть от количества воды, вытекающей из источника за час.

    Внизу каждой колонки подпишите месяц и количество воды в литрах за час.

    Теперь оформляйте верхнюю часть листа. Здесь надо показать один и тот же разрез в разные времена года.

    Нарисуйте на поверхности каждого разреза одно и то же дерево и покажите его «развитие» по сезонам. То же самое сделайте и с цветом неба. Сделайте так, чтобы в летние месяцы на фоне голубого неба ярко зеленело дерево и травянистый покров. В осенние месяцы небо заволокли тучи, листва на дереве пожелтела, а потом осыпалась. Зимой поверхность покрыта снегом.

    Когда вся работа по оформлению наблюдений будет закончена, сделайте из реечек рамку и наклейте на нее таблицу. Из таблицы будет видна зависимость подземных вод от атмосферных осадков.

    Вот выводы, которые сделали краеведы Ново-Курлакской школы из своих наблюдений. Зимой источник за час давал 1000 л воды, а в апреле, когда таял снег и шли дожди, из него вытекало 9450 л. Но вот наступило жаркое и сухое лето. Подземных вод становилось все меньше, и в июле источник давал только 1150 л воды, Осенью пошли дожди и количество воды увеличилось почти до 9000 л в час.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О чем узнал, расскажи товарищам
  • Заготовка лекарственных растений
  • Как подготовить растения для гербария
  • Книга природы
  • Дерево рассказывает
  • Сделайте «водоем» в комнате
  • Судьба озера
  • Как живет озеро. Пробы.
  • Съемка реки
  • Куда пойти и что делать в походе


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019