Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Горная болезнь. История изучения
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Ледник Терскол
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • Климат и погода горных районов
  • «    Апрель 2023    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    Нагрузки, допускаемые на отдельные звенья страховочной цепи Немного теории / Страховка

    Для обеспечения надежной работы и готовности оказания помощи партнеру на точке страховки у страхующего должен быть всегда наготове набор необходимого снаряжения, разме­щенного по возможности на корпусе или быстро доставаемого из карманов.

    Из всего вышеизложенного вытекают некоторые общие правила, выполнение которых обязательно для обоих партнеров по связке:

    • нижняя страховка должна быть только динамической, а мак­симальное усиление на верхний крюк не должно превышать 400-450 кгс;
    • выход лидера в связке выше чем на 2.5 – максимум 3 м над последним страховочным крюком небезопасен для него и может привести к вырыву крюка в случае падения лидера;
    • страховочная цепь должна обеспечивать возможность манев­ренного управления веревкой;
    • прочность точек закрепления должна оцениваться примени­тельно к величине и направлению возможных нагрузок при срыве;
    • организуя пункт страховки, необходимо предусматривать возможность оперативных действий страхующего после успешно­го задержания сорвавшегося;
    • придя на точку организации страховки своему партнеру, прежде всего, следует организовать надежную самостраховку.

    К сожалению, до сих пор не найден способ стабилизации ди­намической страховки и управления процессом торможения. Настойчивые поиски ведутся и у нас в стране, и за рубежом. Такие приспособления, как шайба Штихта, тормоз Мунтера, «восьмерка», приспособление Б. Кашевника и т. п. – несомненный шаг вперед в совершенствовании системы взаим­ной страховки. Однако все они имеют серьезный недостаток – регулирование усилия торможения в процессе удержания парт­нера осуществляется страхующим по-прежнему «вручную».

     

     

    Недопустимое соединение страховочной системы карабином

    Недопустимое соединение страховочной системы карабином

     

     

    Технические средства стра­ховки: 1 – шайба Штихта; 2 – «восьмерка»

    Технические средства стра­ховки: 1 – шайба Штихта; 2 – «восьмерка»

     

    Наиболее перспективным направлением такого поиска яв­ляется разработка амортизаторов для гашения импульсных нагрузок. Первые образцы такого амортизатора отличаются простотой и технологичностью. Он изготавливается из тканых лент объемного строения. Принцип его работы основан на мно­жественной пластической деформации и последующем последо­вательном разрушении одного или нескольких слоев ленты в ви­де тканых петель. Строение лент и конструкция амортизаторов позволяют широко программировать порог их срабатывания в зависимости от условий применения.

    К сожалению, такие амортизаторы изготавливаются только одного типа, с пороговой нагрузкой срабатывания в 360-400 кгс. Это пороговое усилие не обеспечивает высокой надежности для скальных крючьев. При дальнейшем усовершенствовании амортизаторов указанного типа это усилие должно быть сниже­но до 250-300 кгс.

    В указанной конструкции амортизатора имеется еще один существенный недостаток – он не может быть использован для обеспечения безопасности передвижения по снежным и некру­тым ледово-снежным склонам.

    На этих склонах основным средством страховки служит ледоруб, который в общей страховочной цепи является самым слабым звеном со средним усилием вырыва не более 120-150 кгс. А это значит, что с учетом деления нагрузки на древке ледоруба усилие рывка со стороны сорвавшегося не должно превышать 60-75 кгс.

    Для реализации этого условия заслуживает внимания амор­тизатор, предложенный В. Саратовкиным, так называемая «ко­сичка». Принцип его работы тот же, что и у ленточного аморти­затора. Он изготавливается из пятиметрового куска основной веревки, складываемой в петли, последовательно вставляемые друг в друга, подобно бесконечной вязке узла «булинь». Каждая петля связывается с предыдущей медицинским бинтом шири­ной 5 см или капроновой нитью с усилием разрыва в 10 кгс. Работает «косичка» за счет последующего разрыва связываю­щих элементов: Петли, потеряв связь, поочередно распускаются, обеспечивая за один цикл около 20 см тормозного пути. Такая «косичка» с разрывным порогом в 60-70 кгс незаменима при движении по снежно-ледовым склонам.

    Такого рода амортизатор легко и быстро (за 15-20 мин) изготавливается и реставрируется. За одно практическое заня­тие по страховке на снегу он может выдержать три рывка, в то время как другие амортизаторы подобного типа только одно­разовые и не подлежат реставрации. «Косичка» может быть изготовлена и на связочной веревке.

    Возможности внедрения ленточных амортизаторов и «коси­чек» для применения их в различных точках страховочной цепи в настоящее время изучаются.

    Рассмотренные нами основные положения страховки не зат­рагивают еще одного, не менее важного аспекта обеспечения безопасности горовосхождений – процесса обучения страховке и особенно в ее критической части – удержании партнера при его срыве.

    Существовавшая до недавних пор практика обучения страхов­ке сводилась к элементарным упражнениям с чуркой практи­чески на всех квалификационных уровнях подготовки альпи­нистов. В ходе таких занятий альпинист был лишен возмож­ности личного участия не только в удержании срыва, но не мог правильно оценить нагрузки, возникающие при этом, выбрать лучший способ удержания партнера при его срыве и принять меры для оказания помощи сорвавшемуся партнеру по связке.

    Вводимые в учебную практику занятия по работе на страхо­вочном стенде и направленные на изучение и отработку прие­мов динамической страховки позволяют создать практически «чистую» картину срыва (падения груза) и возникновения си­туации, при которой обучаемый становится обязанным своими действиями остановить срыв и принять все необходимые меры по оказанию помощи партнеру.

    Наиболее широкие возможности такого обучения обеспечи­вает стенд, оборудованный на естественном скальном рельефе. Такой стенд предпочтительнее любых тренажеров из металлоконструкций тем, что позволяет отрабатывать любые схемы взаимодействия альпинистов, включая и их движение по марш­руту.

    На таком стенде инициативный и грамотный инструктор, используя личный опыт горовосхождений, может моделировать любые ситуации, отрабатывая не только один узкий прием, но и схему движения связки в целом, контролируя работу лидера по правильной организации страховочной цепи и его напарника – по организации ему же страховки и его действий в случае срыва лидера – груза, которым на верхней площадке стенда подменяют напарника по связке. Можно создавать условия для контроля взаимодействия связок практически в любых экстремальных условиях.

    Прежде чем перейти к рассмотрению данной проблемы обу­чения, необходимо остановиться на вопросе, до сих пор не часто затрагиваемом в учебных и методических пособиях: когда начинать обучение нижней страховке.

    На первом этапе начальной подготовки альпинист только знакомится с минимальным набором технических приемов, да и сам горный рельеф, по которому ему приходится передвигать­ся, не требует большего.

    Но во второй год своей альпинистской практики альпинист сталкивается с необходимостью применения приемов нижней страховки. В программу этого этапа введены практические за­нятия по теме «Техника передвижения по скалам в связках». Но именно здесь и определился разрыв между требованиями программы и возможностями их использования. Ведь примени­тельно к этой теме перед инструктором и обучаемыми ставится задача организации проведения этой темы с максимальным приближением к условиям восхождений.

    Для организации и проведения скальной подготовки знач­кистов при выполнении ими норм III спортивного разряда по альпинизму первый день скальных занятий можно разделить на две части:

    в первой части – отработка при­емов индивидуальной техники и пра­вил скалолазания с верхней страхов­кой; во второй части – лазание по скалам с нижней страховкой.

    Здесь необходимы разъяснения: маршруты выбираются II-III к. сл., они должны иметь разнообраз­ный микрорельеф, чтобы лазание не было на «пределе». Предварительно они должны быть соответственно подготовлены, т. е. иметь забитые скальные крючья с расстоянием меж­ду ними не более 1,5-2 м (на учеб­ных тренировках это расстояние можно уменьшить). Крючьев на маршруте должно быть много. Место нижнего страхующего в таком случае будет находиться на широкой полке или на травянисто-осыпном склоне у подножия скалы. Учитывая этот мо­мент, второй страховочный крюк страховочной цепи должен быть за­бит не ниже 3,5-4 м от начала марш­рута. Это необходимо для того, чтобы страхующий имел возможность удержания первого, если он вдруг сорвется или начнет проскаль­зывать и падать на полку или склон.

     

     

    Схема организации места учебных занятий по начальной отработке приемов нижней страховки

    Схема организации места учебных занятий по начальной отработке приемов нижней страховки: 1 – площадка под маршрутом; 2 – крюк для самостраховки; 3 – первый крюк в страховочной цепи; 4 – второй крюк в страховочной цепи; 5 – третий крюк в страховочной цепи

    В ходе таких занятий обучаемые получат первые навыки и представление о принципах нижней страховки, подготовятся к очередным, более сложным занятиям и особенно к занятиям на страховочном стенде. Хотя там, где есть условия (страховочный стенд организован на естественном рельефе), эти две части ус­пешно могут быть совмещены и дадут большой эффект.


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Обучение приёмам динамической страховки на страховочном стенде
  • Взаимная страховка - основная форма взаимодействия альпинистов
  • Самостраховка


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019