Первому спуску предшествует снятие промежуточных пунктов страховки и освобождение веревок. Доступная для «двойки» дистанция спуска определяется длиной веревки и запасом расходных материалов (крючья, репшнуры, петли, карабины и т. п.). Требования безопасности заставляют в таком случае оставлять на каждом пункте не менее двух сблокированных скальных крючьев, петлю репшнура и карабин (вследствие проскальзывания веревки в верхней точке под нагрузкой).
Спуск без сопровождения возможен в условиях достаточно крутого рельефа при травмах, позволяющих пострадавшему выполнять ограниченные действия.
Участник связки снимает на верхнем пункте ненужные системы и крючья, связывает коренную (нагружаемую) и ходовую (свободную) веревки;
- закрепляет спусковую веревку на карабине узлом и снимает самостраховку пострадавшего;
- на закрепленной веревке ниже поводка к пострадавшему налаживает тормозную систему («восьмерка», карабинный тормоз и пр.) для свободного спуска, обязательно подстраховав ниже тормоза коротким (не длиннее 20 см) концом репшнура со схватывающим узлом на случай собственной страховки, и только после этого снимает собственную самостраховку;
- спускается до следующего пункта, снимая по пути промежуточную страховку;
- закольцовывает веревки (связывает нижние концы), налаживает нижний пункт страховки и осуществляет спуск.
Примечание: спуск данным способом возможен при условии, если пострадавший в состоянии развязать узел на спусковом карабине. Узел, обозначенный на, фиксирует веревку при натяжении коренного конца и развязывается при натяжении ходового конца веревки без контрольного узла. В крайнем случае, если пострадавший не может самостоятельно развязать указанный узел, то контрольный узел не применяется.
Спуск с сопровождающим в случае наличия у связки одной целой веревки (40-80 см) возможен на 1/2 ее длины без остановки; при наличии двух таких концов веревки спуск на 1/2 их суммарной длины требует организации промежуточного пункта страховки, необходимого для пропуска соединительного узла через тормозную систему.
Достоинство этого способа состоит в том, что система подвески уравновешена, сопровождающий не нагружен весом пострадавшего и выполняет работу по регулированию спуска тормозной системы и предохраняет пострадавшего от ударов о склон.
Подготовительная работа сопровождающего при организации первого спуска состоит в следующем: обеспечив самостраховку пострадавшему на верхнем пункте, он спускается по закрепленной веревке к нижнему пункту, связывает нижние концы веревок (закольцовывает), пропускает их через скользящий карабин и возвращается к пострадавшему, снимая по пути промежуточную страховку.
На схеме не показана система фиксации пострадавшего на спине сопровождающего: середина сдвоенного репшнура полусхватывающим узлом завязывается на спине грудной обвязки пострадавшего, концы заводятся на грудь сопровождающему и связываются, образуя восьмерку, в кольца которой пропускают руки.
Общие указания
При проведении занятий на страховочном стенде необходимо объяснить приемы страховки для правильного удержания груза после его срыва. Любое упражнение или комплекс упражнений необходимо объяснить с позиций отработки элементов динамической страховки.
Все сомнительные или неправильные ситуации, возникающие в процессе подготовки и тем более при выполнении приема, должны быть подвергнуты разбору и анализу допущенных ошибок. Лучшей схемой такого разбора может служить следующая очередность: высказывания и критика со стороны участников группы или отделения, наблюдавших выполнение упражнения, затем высказывание самого страхующего, инструктора и обобщающее заключение тренера.
В случаях неправильного выполнения приема или явного непонимания его последствия инструктору (тренеру), проводившему урок, нужно создать на стенде в страховочной цепи ситуацию «разрушения» верхнего крюка для наглядной демонстрации последствий неправильно организованной или проведенной страховки или оборудования места для страховки и т. п.
При необходимости инструктор (тренер) должен воспроизвести на стенде ошибочную ситуацию и провести разбор причин ее возникновения и возможных последствий.
Условия работы па страховочном стенде не позволяют проведение занятия одновременно более чем для двух учебных или спортивных групп. Учебная часть альпинистского мероприятия должна вести учет проведенных занятий по отрядам и регламентировать их внутри календарного плана мероприятия.
а – высота, м; б – нагрузка на верхний крюк страховочной цепи; в – величина нагрузки на верхний карабин в зависимости от коэффициента падения для веревок, отвечающих требованиям УИАА; г – фактор рывка – коэффициент падения
Примечание:
1. Масса груза – 80 кг.
2. Веревка внизу закреплена жестко, без протравливания, т. е. образована ситуация «глухого рывка».
3.Условия данной ситуации приняты для веревок, отвечающих требованиям УИАА
I – увеличение вероятности травмирования о скалы относительно случая мгновенной остановки, вес 75 кг.; II – количество вырываемых крючьев %; III – зависимость параметров надежности страховки на скалах от усилия рывка на сорвавшегося, а – усилие на верхний крюк при срыве, кгс; б – усилие рывка на сорвавшегося, кгс
Зависимость запаса веревки на протравливание от усилий торможения и величины коэффициента падения:
1 – коэффициент падения «2» без промежуточного крюка; 2 – коэффициент падения «2» с промежуточным крюком; 3 – коэффициент падения «1»; 4 – маятник в 50° с коэффициентом падения «2», 5 – запас веревки в % от высоты падения; 6 – усилие торможения, кгс
1 – скальный выступ; 2 – к страхующему; 3 – техническое средство страховки: «восьмерка», шайба Штихта и т.п.
Условные обозначения:
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТЕНДАМ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРАХОВКИ
- вес груза 80 кг (удобно использовать автошину типа МАЗ);
- высота падения груза не менее 6 – 7 м;
- коэффициент падения (фактор рывка) – «2»;
объективность оценки качества страховки и нагрузки на слабое звено страховочной цепи (верхний крюк) обеспечивается динамометрами для замера усилий до 1000 кгс и 2500 кгс.