Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Октябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

    Поиск длиной 11 лет Горы и природа

    Вспомним же, ребята, всех до одного

    Вымостивших страшную дорогу.

    Скоро среди нас уже не будет никого,

    Кто вместе с ними слышал первую тревогу.


    14 лет назад, в августе 1996 года группа туристов из Москвы и Подмосковья совершала туристское путешествие вокруг Эльбруса. Пройдена  большая часть маршрута, позади осталась Кабардино-Балкария. В Карачаево-Черкессии нужно пройти перевал Кюкюртлю и через перевал Хотю-тау спуститься в верховья Баксанского ущелья.

    В полдень группа выходит под конечные морены ледника Кюкюртлю и на одном из привалов встречает старого пастуха. Он рассказывает, что во время войны он скрывался с родителями в верхнем коше ущелья Кюкюртлю. В новогоднюю ночь 1942 года на ледник упал самолёт. Они подумали, что самолёт немецкий и идти туда побоялись. Но памяти не прикажешь. После войны он ходил по леднику несколько раз, но ничего не нашёл. И вот теперь он старый, больной и не придёт туда. Может молодым и энергичным повезёт больше. Хоть советских, хоть немецких - солдат нужно найти и предать земле.

    У группы было несколько часов свободного времени, и они посвятили их поискам. Вышли на тело ледника, стали его прочёсывать и убедились: пастух сказал правду. Через полчаса на льду стали попадаться обломки самолёта, а затем и фрагменты тел, обрывки обмундирования. День заканчивался, темнело, и поиски пришлось прекратить. Задерживаться группа не могла. Было решено на будущий год поиски продолжить целенаправленно с применением специальной аппаратуры и инструментов.

    В августе 1997 года поиски были продолжены. Основной состав группы прошлогодний. На леднике был найден авиационный двигатель советского производства с выбитым годом изготовления – 1936. Стало ясно и по другим признакам, что на леднике Кюкюртлю разбился советский военный самолёт. За несколько дней поисков из ледовых трещин глубиной до 20 метров были вытащены фрагменты человеческих тел и обрывки лётного комбинезона, в нагрудных карманах которого были обнаружены документы (в их число входил и партийный билет). По документам удалось установить личность погибшего. Это оказался военный лётчик Машков Иван Иванович.

    Во время поисков в районе ледника Кюкюртлю группой был пройден до сих пор не пройденный несложный и красивый перевал. Он соединяет ущелья Кюкюртлю и Уллу-хурзук. По   праву первопроходцев группа назвала его в честь погибшего лётчика – перевал лётчика Машкова. Этот перевал впервые появился на картах Кавказа в 1998 году.

    Группа не имела каких-либо координат старого пастуха, который рассказал ребятам об упавшем самолёте, но всё равно пыталась его найти. К величайшему сожалению, они не смогли этого сделать, а через год он умер.

    Далее поиски продолжились в военных архивах. Было установлено, что экипаж тяжёлого бомбардировщика ДБ-3 в новогоднюю ночь 1942 года не вернулся с боевого задания. В составе экипажа лётчики Машков Иван Иванович, Иванов А. В. и Тюнин П.А. Благодаря усилиям многих людей, были найдены ближайшие родственники погибших лётчиков.

    Летом 1998 года на леднике уже работало несколько поисковых групп. Из-за жаркого лета произошла большая подвижка льда, и временное захоронение вновь поглотили ледовые провалы. Пришлось опять рыскать по трещинам, в объектив бинокля и видеокамеры просматривать подозрительные участки, спускаться на дно трещин и руками обследовать то, что увидели в приборы. Были найдены часы с приборной доски самолёта, которые остановились во время катастрофы на 00 часов 43 минуты 1 января 1943 года. Этим же летом останки с ледника Кюкюртлю были транспортированы в город Тырныауз на траурную церемонию, где при огромном стечении народа со всей республики были захоронены в братской могиле.

    Товарищ! Зайди на кладбище и помолчи! Вспомни тех, кто отдал жизнь за твою свободу и независимость!

    В военных архивах было найдено представление на звание Героя Советского Союза капитана Иванова А.В. В конце 1998 года посмертно капитану Иванову А.В. Указом Президента РФ было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Это последний Герой Великой Отечественной войны, посмертно награждённый более чем через 50 лет после окончания войны.

    Из архивных документов видно, что погибший экипаж был наиболее опытным в эскадрильи. Капитан Иванов был помощником начальника штаба эскадрильи, капитан Машков был командиром звена. Об их лётном мастерстве говорит тот факт, что уже в самом начале войны они были награждены орденами и медалями.

    31 декабря 1942 года звено из трёх тяжёлых бомбардировщиков взлетело с базы базирования под городом Кутаиси с целью бомбардировки железнодорожного узла города Батайска. Задачу смог выполнить только экипаж капитана Иванова. Он смог прорваться сквозь плотный зенитный огонь и успешно отбомбиться. К сожалению, самолёт получил тяжёлые повреждения, на подлёте к Эльбрусу был обстрелян. Последняя связь с экипажем произошла в 20 часов…

    Во время поисковых работ были найдены документы только на имя капитана Машкова. Поэтому Евгений Крутень, совершая путешествия вокруг Эльбруса, год за годом продолжал поиски в месте первых находок. Состав групп менялся, неизменным оставалось только желание Жени найти остальные документы и предать земле найденные останки.

    И вот в июне 2007 года новые находки там же на леднике Кюкюртлю.  Обнаружены человеческие останки, в карманах комбинезона хорошо сохранился партийный билет на имя капитана Иванова. Повторная экспедиция в августе 2007 года позволила часть останков перенести на возвышающуюся часть морены, где и было организовано временное захоронение. Что дальше?

    До сих пор где-то во льду покоится тело старшины Тюнина П.А. Когда, через сколько лет его тело будет освобождено из ледового плена? Никто не знает. Я знаю только, что Женя будет продолжать поиски. За свой счёт, без поддержки властей и нашей доблестной армии, без наград и оркестров. Не ради личной выгоды. Он считает, что война закончена, когда похоронен последний воин. Для него, для меня, для многих порядочных людей с чистой совестью и чувством долга на самом высокогорном фронте Второй Мировой война продолжается.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Война в горах
  • Перевал Хотю-тау – 3546 м, фрагмент одного маршрута
  • Военный музей под открытым небом
  • Каньон Азау
  • Ледовая база
  • Итоги лета
  • Ущелье Ирик
  • Экстрим внедорожника
  • Призраки в горах
  • Обеспечение безопасности во время походов, путешествий и экспедиций в незнакомой местности


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015