ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Существующие системы охраны ООПТ (инспекция, лесная охрана и т.д.)по своим функциям в основном предназначены для предотвращения физического вторжения нарушителей на охраняемую территорию. Они не рассчитаны на предотвращение иных видов антропогенных воздействий: загрязнения, вселения других видов, трансграничные воздействия на охраняемые популяции, изменения гидрологического режима и т.д. Поэтому даже самые успешные действия служб охраны по пресечению браконьерства и других очевидных нарушений режима ООПТ оказываются далеко не самыми нужными для действительного сохранения малонарушенных природных комплексов.
Основная причина здесь кроется в том, что в заповедной системе отсутствовали объективные критерии оценки эффективности функционирования заповедников, как учреждений, предназначенных именно для сохранения природных комплексов. По существу, система как не была, так до сих пор и не нацелена на достижение конечного природоохранного результата.
Для реорганизации охраны ООПТ в этом направлении необходимо обозначить в Законе новые задачи – основной задачей ООПТ должна стать не охрана как самоцель, а сохранение и поддержание естественного развития и ненарушенности экосистем. А собственно охрана территории – это лишь одно из средств сохранения их ненарушенности.
Решение такой задачи потребует организации на каждой ООПТ двух подсистем: службы мониторинга и службы сохранения природных комплексов. Рассмотрим очень кратко, чем же должна заниматься служба природовосстановления. А должна она заниматься мероприятиями мероприятиями по предотвращению негативных воздействий на особо охраняемые природные территории, упреждением деградации имеющихся на ней природных комплексов.
Если принять сохранение в качестве одной из главнейших задач ООПТ, то, наверное, логично и природные территории называть не особо охраняемыми, а «особо сохраняемыми».
Э. ИОНИХ