 |
Едут люди в Приэльбрусье. В городах Кавминвод и Нальчике пересаживаются в автобусы и маршрутки. Неплохо, если бы в пассажирском автотранспорте, хотя бы государственном, для всеобщего обозрения висели расценки на проезд, дабы исключить саму возможность злоупотреблений. Были случаи. Неплохо бы спроектировать лыжню, по которой с поляны Азау, расположенной в верховьях Баксанского ущелья, можно было в любое время прокатиться с ветерком и, не напрягаясь, до любой из баз Терскола и Чегета. А те, кто сильно устал, может быстро и без проблем добраться до своего отеля на такси. Благо, они различной вместимости тусуются возле канаток. Запутался в проводах. Интересно посчитать. Считаю и всё время сбиваюсь. То ли три линии у нас идёт в Терсколе, то ли четыре. Вот ещё какую-то по счёту делают, самую монументальную. Пробивают дорогу бульдозером по левому борту Баксанской долины на склонах гор и будут, видимо, устанавливать опоры под электропередачу. Интересно: делал ли экологическую экспертизу национальный парк «Приэльбрусье». Если не делал, то почему молчит и не защищает то, что должен защищать – нашего зелёного друга. А то ведь мы дойдём до того, что нашей техникой горы сможем свернуть. Пытаюсь попасть в альпинистскую учебно-спортивную базу «Шхельды» за альпинистским снаряжением, не пускают. Теперь там, в 50 метрах от АУСБ стоит погранзастава и всех, кто без пропусков заворачивает обратно. Объясняю, что я в прокат и обратно - всё. Нет, нельзя. Нужно получить пропуск и, пожалуйста. Нужно потерять несколько дней, чтобы получить пропуск, чтобы получить снаряжение, в итоге, опоздать со сроками и сорвать маршрут, который строился так, чтобы обойтись без посещения погранслужбы, который готовился длительное время и от которого я, к примеру, собирался получить заряд бодрости и удовольствия на целый год. Я не понимаю ситуацию, также как и десятки, может быть сотни граждан России, которых пограничники приучают к «порядку». Зачем? Почему? Не верю, что пограничники получают от такого порядка мазохистское удовольствие. Почему нельзя оставить старые порядки, когда погранпосты стояли по ущелью выше баз, и пройти на базу не составляло проблемы? Товарищи енералы, ответьте, пожалуйста… Нам всем… Вопросы безопасности всегда нужно ставить во главу угла. Канатные дороги не люди – они в основном железные. Но всё равно ломаются: металл устаёт от длительной работы при резких перепадах температур, отключается электричество и канатные дороги перестают работать. Люди остаются в креслах, гондолах, вагончиках. Кто должен помочь им спуститься вниз? Кто должен сберечь здоровье и жизнь людей? Правильно, спасатели. И они, рискуя жизнью, в любую погоду лезут к беспомощным людям, оставшимся в гондолах и вагончиках. И помогают им. И спасают их. Но самое главное, спасённые люди начинают верить, что всё не так уж и плохо, что стоит ездить сюда, где всегда помогут, предупредят, спасут. А сами спасатели канатных дорог? Они даже не застрахованы, и в результате производственной травмы могут остаться калеками на всю жизнь или, не дай Бог, погибнуть. Кто будет кормить их и их семьи? Кто? 8 ноября начальник спасательной службы объединённых канатных дорог Ахмат Шаваев сказал мне, что и ему сказали: «Спасатели застрахованы». Пока придётся верить на слово, так как на 20 декабря никто из них страховку на руки не получил. Времени уже нет, и остаются некоторые непонятки с горнолыжными трассами. Профилактические работы на уже готовых трассах делали, но не очень-то старались. Сделали мало и неквалифицированно. Время упустили, а теперь уже не до того… Выпал снег и мешать шило с мылом не стоит. Трассы, как и сани, нужно летом готовить! В крайнем случае, осенью. А осень похоже давно закончилась… Теперь зимой будем скользячку драть и тупить канты о камни. Одна надежда, что снега будет много. Наверное, на это же надеются начальники чего-то. Иначе, почему трассы не готовили?
Э. Ионих |
 |