Через добрых полвека с тех пор, как наш соотечественник Сикорский создал первый вертолет и, перебравшись в Новый Свет, перестал быть нашим соотечественником, компания Канадиен Маунтайн холидейс на том же континенте решила использовать этот вертолет по довольно странному назначению: поднимать лыжников на склоны гор.
Так родился вид отдыха, который мы сейчас называем хели-ски.
Произошло это в 1956 году и с тех пор это занятие уверенно лидирует в первых рядах самых экзотичных, непонятных, динамичных, потрясающих (добавим – и дорогих) видов отдыха. Имеет своих пожизненных приверженцев и противников. Во многих странах по разным причинам запрещено. (Во Франции, например, запрет на хели-ски имеет скорее политическую, чем какую-либо другую подоплеку). То есть, представляете, есть такие странные государства, где этот вид (или его отсутствие) имеет такое всенародное значение.
Ну ладно, это французы – с ними еще и не то бывает!
А тогда, в Канаде, точнее в Британской Колумбии, все начиналось с нескольких сборных ангаров, которые поставили в горах вместо гостиниц. Причем в таких местах, чтобы ни дорог, ни цивилизации (с этим и в Канаде и в Приэльбрусье просто), ничего... Кроме, конечно, вертолета и девственных, заснеженных склонов, покрытых пушистым искрящимся снегом - снежной пудрой.
Так вот, с той поры и до сегодняшнего дня Британская Колумбия была и остается мировой столицей этого занятия, а Канадиен Маунтайн Холидейс уже обустроила свои металлические ангары до уровня четырех звезд.
Но теперь, как говорится, «процесс пошел». И пошел он так далеко, что подобные вещи уже устраивают в Италии и Швеции (это еще куда ни шло), но и в Гималаях, Новой Зеландии, Чили и даже в … не поверите, в Гренландии. Да-да!
Хели-ски – отдых, конечно, вовсе не массовый, а, скорее, элитный. Гольф тут и в подметки ему не годится. Во-первых, он для горнолыжников хороших и очень хороших, которые получают удовольствие от катания по целине, разнообразного рельефа, умеют «читать склон с листа» и достаточно выносливы для длинных спусков. (Длинные спуски и большой перепад высот – один из главных компонентов хели-ски).
Во-вторых, если вы, к несчастью, отвечаете всем вышеперечисленным требованиям, то советую еще десять раз подумать, прежде чем начать копить деньги… Потому что, попробовав один раз, вам придется копить еще много-много раз.
Один из пионеров хели-ски Николай Веселовский дал такую информацию о хели-ски в нашей стране:
- Да, первые шаги были сделаны в 90-м году, когда мы летали в Красную Поляну вместе с Нурисом Урумбаевым (год спустя Нурис погиб в лавине) и ребятами с базы МГУ в Азау, чтобы провести обследование склонов на предмет возможностей хели-ски. Акция эта имела, скорее, научное значение, хотя, если подумать, то сейчас мы с группами катаемся по большинству маршрутов, выбранных тогда.
- Изюминка хели-ски.
- Тут много факторов, которые вместе дают удивительный «эффект хели-ски». Это такое интенсивное приключение с начала и до конца. Сначала - полет на вертолете, в горах, среди ослепительных снегов… Ты высаживаешься почти везде, где хочешь и начинаешь спуск по склону, где до тебя никто (или почти никто, или давно) не катался. Ну а потом сам спуск - в двух словах этого не опишешь, надо пробовать… И опять в вертолет - и наверх. Это такой заряд эмоций, которого хватает надолго. Отличный отдых на природе в хорошей компании.
Вот как описывает это американский журнал «Аутсайд»: «…наши лыжи были стаей дельфинов, то исчезающих под снегом, то появляющихся из пены, раз за разом, снова и снова. А вертолет нашим ковром-самолетом, магическим средством, позволяющим повторять эти удивительные ощущения опять и опять. Хели-ски – это страсть, которая может быть утолена только длинными спусками по бесконечным склонам, непрерывной цепочкой змеек на огромном белом холсте. Но даже после многих дней вырезания симметричных, волнообразных линий в свежем снегу, этого все еще недостаточно никогда».
- Развитие хели-ски у нас.
- Природные условия для этого есть хорошие, и вертолет есть, и летчики с очень большим опытом полетов в горах. Есть некоторые асы просто экстра-класса. И иностранцы, наверное, будут потихоньку ездить, несмотря на трудности с организацией на местах и выросшие цены. Среди наших круг клиентов пока узок. Денег должно быть много, и кататься нужно по-настоящему хорошо, иначе просто кайфа нет. А у нас пока - я говорю в общем – у тех, кому это интересно, денег нет. А тем, у кого они есть, это не нужно.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В группе всегда есть гид (или два гида), который знает маршруты катания, места посадки вертолетов, имеет необходимые навыки спасательных работ.
Гиды имеют рацию для связи с вертолетом и, обычно, «уоки-токи» для связи между первым и последним в группе (если годов два, то первый и последний на спуске – это гиды, если гид один, то первый – гид, а последний - наиболее опытный участник).
В рюкзаке замыкающего находится и спасательное снаряжение. Его стандартный набор: лавинная лопата, специальный сборно-разборный зонд для поиска в лавине, надувная шина на случай травм, аптечка экстренной медицинской помощи. Некоторые фирмы выпускают лыжные палки, которые при необходимости трансформируются в лавинный зонд. Лавинные лопаты также выпускаются специализированными фирмами.
У каждого из участников группы находится специальный приемо-передатчик для поиска в лавине или трещине, позволяющий определять местонахождения лыжника в снегу.
Как определить, сколько катания вы получаете за свои деньги? В каких единицах измерения?
Для однодневных катаний обычно указывается количество подъемов на вертолете, а дальше уже прикидывайте сами.
Для недельных (или 10-12-дневных программ) – количество вертикальных метров спуска. Здесь базовая цифра – 30 километров для хороших программ. Бывают подешевле и поменьше.
В некоторых программах гарантирован вертикальный «накат», а все, что сверх него, оплачивается дополнительно. Это соотношение позволяет организаторам осуществлять отбор клиентов по силе.
Среднему клиенту достаточно 5-6 спусков в день, но для сильного лыжника этого явно недостаточно.
В зависимости от уникальности района, сезона и других факторов, цены на недельные программы за рубежом начинаются от 3-3,5 тысячи долларов и выше (до 15), а на однодневные на наиболее популярных курортах около 300 долларов, но есть и ниже. У нас можно договориться дешевле.
Дабы как-то поддержать лыжников многие фирмы стали выпускать специальные лыжи для глубокого, мягкого снега, в том числе и для хели-ски.
Однако, есть и более «демократичная» альтернатива хели-ски в исследовании целинных снегов – ски-тур.