Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Существует ли экстремальный туризм? Горы и природа

    Мы много говорим об экстремальном туризме, средства массовой информации не обижают его своим вниманием. В альпинистской базе «Безенги» несколько лет тому назад даже состоялся семинар журналистов, пишущих на эту тему. Но, к сожалению, до сих пор нет никаких определенных критериев, оперируя которыми можно выделить экстремальный в отдельный вид туризма или альпинизма, или чего-то ещё пока неопределённого. И, конечно, не критерий экстремального маршрута, что на нём гибнут люди. Люди гибнуть не должны – никогда!

    Существуют горный, водный, пешеходный, конный и множество других видов туризма. Все они строго регламентированы и их можно чётко разделить на виды. Например, в горном туризме достаточно посмотреть продолжительность и протяженность маршрута, количество и категорийность перевалов – для посвященного человека все становится ясно. А для непосвященного поясняю, что вышеприведенные характеристики и определяют категорию сложности горного путешествия.  Чем она выше, тем сложнее преодолеваемые препятствия и тем более в ней экстремальных факторов

    Рассмотрим так любимое нашими гостями восхождение на Эльбрус. И рассмотрим зимой, когда все становится гораздо трудней, опасней и экстремальней.

    Зима – особый период на Эльбрусе. Недаром  ученые и спортсмены называют его Малой Антарктидой. По данным Международного геофизического года (1965) площадь оледенения Эльбруса 144 км². В это время букет самых негативных воздействий обрушивается на человека. Мороз пробирает до костей (представьте минус 30° – 40° С), не спасает никакая самая современная одежда из самых теплозащитных материалов. Ослепительное солнце опускается на склоны Эльбруса и, отражаясь от льда и снега, слепит глаза, сжигает кожу. Широко открытые пасти глубоких (до 100 м) трещин караулят очередную жертву. А ведь есть еще более коварные, закрытые трещины и неосторожные или пренебрегающие страховкой чаще всего попадают в них. А ветер? Он такой сокрушающей силы (может быть до 50м/сек), что валит человека с ног и, и вдоволь поиздевавшись над ним, тащит по гладкому, металлической твердости льду навстречу гибели. Зимний лёд тоже не подарок. Даже острозаточенные зубья «кошек» с трудом держат на нем, ледоруб не вырубает ступени, а с трудом скалывает линзами неопределенной формы.

    Такой лед зовут еще зеркальным и бутылочным. Посмотревшись в него, можно различить цвет глаз и трехдневную щетину на лице, а по своей фактуре уж очень он похож на расплавленное зеленоватое стекло, вылитое на ледник. Поэтому спортсмены, во избежание ненужных эмоций, двигаются обычно несколько в стороне от традиционного пути или навешивают множество длинных перильных веревок.

    Большинство команд, собирающихся испытать себя в борьбе с суровыми силами природы в высочайшем районе мира, стремятся сделать пробу на прочность в экстремальных условиях на склонах Эльбруса. И это вполне оправдано. Условия зимы здесь очень похожи на межсезонье Гималаев, когда собственно и совершаются восхождения  на восьмитысячники. Только разница высот дает о себе знать: Эверест на три с лишним километра выше Эльбруса. Но субъективные ощущения альпинистов поднимают высоту Эльбруса до 6,5-7 тысяч метров, то есть на высоту предпоследнего лагеря. Поэтому совсем не обязательно ехать на Памир и покорять семитысячники. Достаточно недельку - другую пожить на седловине Эльбруса (5300 м). Кстати, так и поступили Хызыр Ойтов и Абдулхалим Эльмезов, когда готовились к штурму Эвереста.

    Восхождение на Эльбрус – экстремальный тур. Но только тур. А экстремальный туризм… Может, правы те, кто говорит, что достаточно определения: экстремальный туризм – перемещение во времени и в пространстве, преодолевая сопротивление всех  негативных природных сил на грани жизни и смерти. Но позвольте! Это уже никакой не туризм, никакое не здоровье, никакая ни прекрасная экология… Это… как бы поточнее выразиться… Это смертельный номер. Это просто экстремальный вид деятельности. Так будет вполне правдоподобно.

    Конечно, специалист на заказ может сделать экстремальный тур, который будет изобиловать вертикальными стенами, глубокими трещинами, ледниками, бурными порожистыми реками – в общем, всем антуражем, на который так падки далекие от экстрима люди. Полярник Чуков сам разрабатывает свои туры и старается сделать их максимально безопасными. И не он виноват, что в конце концов они получаются экстремальными. Был случай, когда в Северном Ледовитом океане вертолет еле успел снять с расколовшейся тонущей льдины гибнущую команду Чукова. Еще бы полчаса и мы никогда бы не увидели моего большого друга Павла Н. со товарищи.

    Все это только туры. Экстремального туризма не было, пока нет и, надеюсь, не будет.

    В последние годы своей туристской спортивной карьеры я совершал по два путешествия высшей категории сложности в год. Это довольно много. В каждом из них была куча экстремальных факторов. Возьмем хотя бы двухдневный фрагмент из «четверки» в верховьях ущелья Башиль-ауз-су.

    На четвертый день путешествия мы вышли в верхний ледовый цирк вершин Кара-кая, Сарыкол-баши и Башиль-тау. Снизу мы уходили в хорошую погоду и неприятно удивились, когда застали в цирке сплошную облачность. Единственный раз в жизни я взял с собой компас, и именно в этот момент он нам пригодился. По карте мы определили азимут на перевал Башиль и при полном отсутствии ориентиров вышли точно на перевал.

    Переход осложнился тем, что пошел мелкий сухой снег при почти полном отсутствии ветра. На перевале было безопасно, и он немного продувался, поэтому на нем мы и поставили палатку, Снегопад не прекращался. Мы поужинали и завалились спать. Я  всегда ложился спать с края, так же лег и в этот раз. Всю ночь под тяжестью снега оседал скат палатки и давил на меня. Я  просыпался, ударял по скату рукой и опять засыпал. Под утро стало тяжело дышать, и я проснулся. Расстегнул полог палатки и… на меня хлынул поток снега, завалив половину палатки и разбудив ребят. Мы с трудом вылезли и вытащили вещи. Оказалось, что ночной снегопад завалил палатку так, что ее не было видно. Еще час и мы задохнулись бы в ней.

    Только-только забрезжил рассвет, было начало пятого. Вокруг оглушительная тишина. Над головой ясное, темно-синее небо. Лишь на востоке оно немного светлеет. Все было завалено метровым слоем снега: и ледник, и перевал, и рядом расположенная вершина Башиль-тау. Вот-вот поднимется солнце, и пойдут лавины. Мы быстро собрались, и, не позавтракав, рванули с перевала на юг, на ледник Лекзыр.

    И вот тут я совершил роковую ошибку. Мы так спешили, так обманчиво безопасным был ледник, закрытый сплошным белым одеялом, что мы нарушили одну из железных заповедей хождения по ледникам: мы не связались. И я был вскоре жестоко наказан. Я  всегда ходил первым, но сейчас было очень трудно тропить в глубоком снегу, и мы постоянно менялись. На леднике я пошел первым и очень скоро рухнул в закрытую трещину на глубину около десяти метров. Меня немного побило о стенки, но упал удачно на мягкий пушистый снег, которым было устлано дно трещины, и совсем не ушибся. Меня быстро вытащили, мы связались и пошли дальше вниз тремя «двойками».

    При сходе с ледника на пологую часть нужно проходить по узкой скальной полке. Сейчас она было засыпана снегом. Мы страховались, и только благодаря этому, двое наших товарищей, по одному из каждой связки, остались живы. Снег скрывал все неровности, и идти можно было только на ощупь. Где-то посередине полки они один за другим срываются и зависают на перильной веревках. Вытащить их – дело техники.

     Мы успели спуститься до схода лавин, и двое суток просидели в безопасном месте на леднике, пережидая лавинную опасность.

    Вернёмся к нашим турам. Так как определения и критерии достаточно расплывчаты, то из самого простого, самого легкого и безопасного тура может получиться экстремальный при ухудшении погоды и отсутствии видимости, при движении в сумерках и, если группа заблудится

    Я  поделюсь с вами секретами мастерства и расскажу, как я и мои друзья  элементарными, простыми приемами делаем тур экстремальным. Используя свои знания психологии, горного рельефа и горной техники мы можем заставить клиента поверить, что он пережил самое настоящее приключение, что был на волосок от гибели и, что мы спасли ему жизнь. И это прекрасно. За свои кровные клиент получит, что хотел: игры со смертью, риск, опасность, мощный выброс адреналина и… жизнь. Свою собственную жизнь, которой он, клиент, несмотря ни на что, очень дорожит. А память об этом он, клиент опять-таки, сохранит навсегда. И долго будет служить нам живой рекламой.

    А теперь вернемся к началу предыдущего абзаца и на примере восхождения на Эльбрус рассмотрим один из эпизодов превращения безопасного тура в экстремальный.

    Само восхождение на Эльбрус характерно тем, что часами приходится двигаться по многокилометровым снежно-ледовым полям к «макушке» Европы. К августу снег, лежащий на леднике стаивает и обнажается лед. Взгляду открываются ледовые провалы, которые раньше не были видны под толщей снега. Глубина некоторых до 100 метров. Несколько лет мы внимательно изучали состояние ледников и месторасположение трещин, которое, в общем-то, постоянно и зависит от формы ложа ледника, проще говоря, от того скального основания, по которому движется ледник. И вот тогда Саша Ранонис придумал трюк, который в один из прошедших сезонов мы успешно опробовали на клиенте. Хочу сразу предупредить – эксперимент был абсолютно безопасным.

    После нескольких дней активной акклиматизации я, Саша и Андрей (наш клиент) пошли наверх. Для лучшей адаптации мы шли пешком с самого низа, с поляны Азау. Шли через «Старый кругозор», озеро Азау, станции «Мир» и «Гара-баши» в «Бочки» – круглые домики для севера. Уже отсюда должны были выйти на штурм вершины.

    Мы распределили обязанности: один из нас снимает видеофильм, второй работает с клиентом, потом – наоборот. В июле снега было еще много. К середине  дня он раскисал под жгучими лучами солнца и под тяжестью тела оседал. Если наверняка не знать, где находятся трещины и не обходить их, запросто можно было загреметь в одну из них на глубину в несколько десятков метров. По боковому краю ледника Малый Азау трещин хоть и много, но все они неглубокие.

    По нашему сценарию после озера Азау Саша шел первым по леднику. При подходе к боковой морене на высоте около 3400 метров он сознательно выходит в зону трещин и сразу проваливается до пояса, затем еще раз чуть глубже. Рюкзак за спиной задерживает Сашу на краю трещины. Я помогаю Саше выбраться, и мы обсуждаем с ним, что попали в зону трещин, зря не взяли веревку, что очень опасно, нужно идти левее и так далее. Андрей все это слышит и понимает, что ситуация действительно критическая и кто-то из нас троих, скорее всего первый, может рухнуть в трещину и очень глубоко. Под предлогом, что я устал, предлагаю Андрею немного пройти первым. Он мужественно делает несколько медленных осторожных шагов на ватных ногах, останавливается, оборачивается ко мне и дрожащим голоском говорит: «Эдуард Александрович, я не могу». И действительно лицо бледное в каплях пота, глаза огромные, губы дрожат. Я ему искренне посочувствовал. Мы пропустили Сашу вперед, и он быстро вывел нас на моренные гряды.

    Резюме. Экстремальные туры имеют полное право на существование, но при очень высокой степени обеспечения безопасности, гарантирующий клиенту сохранение его жизни и здоровья. А экстремальный туризм – его нет и, скорее всего, не будет. Это просто экстремальный вид деятельности, которая должна совершаться при высокой квалификации инструкторов и с умом.

    Э.Ионих
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • ХV Чемпионат России по спортивному туризму
  • Экстрим внедорожника
  • Ущелье Ирик
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • По ущельям Кабардино-Балкарии на внедорожниках 2010
  • Развитие экологического туризма
  • Существует ли экстремальный туризм?
  • По следам ски-тура
  • Горная техника
  • Правила поведения в горах


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019