Малоизвестные или неизвестные факты периода становления туризма в Кабардино-Балкарии
85-летию туризма в Приэльбрусье (1931 - 2016)
В 1927 году Крыленко – выдающийся государственный деятель, верховный главнокомандующий Красной Армии (1917-1918), член ЦКК ВКП (б) (1927-1934), впоследствии генеральный прокурор, нарком юстиции, награжден орденами Красного Знамени и Ленина, ученый, доктор государственных и общественных наук, автор более 80 научных работ, выдающийся путешественник, исследователь Памира, Заслуженный мастер советского альпинизма (1934), организатор массового туристско-альпинистского движения в стране, организатор и руководитель Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) вместе с прославленными учёными Вавиловым и Шмидтом, их молодыми коллегами Келдышем и Королёвым приехали на автомашине через Чегемское ущелье в селение Булунгу. Отсюда перешли в Баксанское ущелье через перевал Актопрак и спустились в селение Быллым. По звонку Бетала Калмыкова их встречал в Верхнем Баксане лучший горный проводник Приэльбрусья местный житель из селения Тегенекли Сеид Хаджиев. В это время Сеиду было около 60 лет. Он показал гостям самые привлекательные ущелья Приэльбрусья. Пешком они прошли ущелье Адыр-суу и через перевал Кой-авган-ауш попали в ущелье Адыл-суу.

Казий Тауканович Хаджиев, 2013 год
Спустились по нему и пришли в селение Тегенекли. Также как и «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин, бывший здесь ранее, поселились в доме Сеида. Он и сейчас стоит на севере селения под горой Тегенекли-баши. Михаил Иванович пользовался гостеприимством Сеида продолжительное время, пешком ходил от селения к селению, знакомился с жизнью местных жителей, много общался с ними. Крыленко спешил. Два дня отдыхали и готовились к восхождению на Эльбрус. Не исключена вероятность, что именно Крыленко в то время Председатель «Всесоюзного общества пролетарского туризма и экскурсий» (ОПТЭ) и Калинин – Председатель ВЦИК, по сути, глава государства, учли рекомендации Сеида и поняли значение Приэльбрусья для отдыха трудящихся страны.
С 1928 по1934 годы Крыленко возглавлял созданное им ОПТЭ, руководил научно-исследовательскими альпинистскими экспедициями на Памире. Будучи Председателем ОПТЭ при каждом удобном случае выезжал в горы. Это был его любимый отдых: тяжёлый физический труд на фоне прекрасных горных ландшафтов в компании близких ему по духу людей.
В одной из бесед с академиком Отто Юльевичем Шмидтом Крыленко говорил: "Альпинизм – школа мужества. Нашей Родине нужны мужественные люди..., а как мало мы делаем в этом направлении! Мы не развиваем массовый альпинизм". "Вы, Николай Васильевич, совершенно правы", – поддержал его Шмидт, "Вот и займитесь пропагандой и внедрением этого, безусловно, полезного вида спорта".

Казий и Джансурат Хаджиевы на пороге собственного дома в селении Тегенекли, 2013 год
"Я ставлю перед собой задачу популяризировать на материале Памирской экспедиции полезность участия спортсменов-альпинистов в исследовании новых высокогорных районов. Этим убью сразу двух зайцев: докажу нашей молодежи полезность и увлекательность альпинистского спорта, а нашим ученым – необходимость привлечения альпинистов в такие экспедиции".
В январе 1937 года Крыленко выбирается первым председателем Федерации альпинизма СССР (секции альпинизма при Всесоюзном комитете по делам физкультуры и спорта при СНК СССР).
А в начале лета 1931 году 18 комнат шести частных домов жителей верхней части селения Тегенекли Хаджиевых и Залихановых впервые приняли туристов 297-го и 46-го Всесоюзных маршрутов. Джансурат и Казий Хаджиевы до сих пор очень хорошо помнят те далёкие, первые годы становления советского туризма. «В группах на каждом маршруте было 20 человек. «Общество пролетарского туризма и экскурсий» заранее договорилось с домовладельцами, поставило в одном из дворов большую армейскую палатку под столовую и построило два летних домика под кухню и пекарню. Ежедневно грузовая машина завозила продукты из Нальчика. Маршрут был рассчитан так, что ежедневно 40 туристов прибывало из Нальчика, столько же уходило на 2 ночи на «Приют 11» и столько же уходило через перевалы Бечо и Донгуз-орун на море. Холодильников не было, и местные жители по графику ежедневно с раннего утра снабжали столовую свежими натуральными мясомолочными продуктами». Эти два маршрута начали осваивать южные склоны высочайшей вершины Кавказа, России и Европы – горы Эльбрус и просуществовали до конца 70-х годов прошлого века.