Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Декабрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 3 Кабардино-Балкария / НП Приэльбрусье

    3. Нарушение процесса этногенеза в ходе депортации балкарского этноса

    Каждый этнос живет в двух измерениях: пространство (ландшафт) и время (накопленная традиция). Состояние ландшафта - чуткий барометр этнического климата. Страшную вещь сотворили с потомками древних согдийцев, жившими в отрогах Гиссарского хребта,- вскоре после Великой Отечественной войны волевым решением переселили их на равнину сеять хлопчатник. Народ вымер. Процессы этногенеза неуправляемы и идут во времени; отдельные люди не могут ни инициировать, ни предотвратить такие планетарные явления, как эволюция и миграция народов [15].

    Естественный ход эволюции балкарского этноса был перечеркнут жестокой рукой в марте 1944 г., и на долгие 13 лет компактно живший народ вследствие депортации был рассеян, а его этническое название заменено казенным словом «спецпереселенец». Можно прекратить процесс этногенеза вмешательством извне, но создать что-то новое невозможно, это только следствие мутаций. Англичане уничтожили народ, населявший остров Тасмания. Истреблены целые племена, жившие на территории Соединенных Штатов Америки. Система, в том числе этническая, может усложняться и при очень большом усложнении - делиться, как амеба. Если система упрощается, в ней становится все меньше элементов, и логическое продолжение этого процесса - переход из живого состояния в неживое. Сталинские переселения народов были упрощением системы [15].

    Несмотря на то, что в местах ссылки люди оказались без крова и минимальных условий существования, что обрекало целые этносы на медленное вымирание, их спасло от этой участи природное трудолюбие, обычаи взаимопомощи и взаимовыручки. Со временем балкарцы начали налаживать хозяйство, женщины возобновили традиционные занятия по обработке шерсти. Но были нарушены целостность организма национальной культуры, народные праздники, обычаи, обряды, деформирован исторически сложившийся уклад жизни этноса - все то, в чем заключен этничесий код, нравственная информация и вековая мудрость народа [5].

    В условиях геноцида определяющей системой самовыражения и самозащиты балкарцев как этноса стали устное народное творчество и традиционная бытовая культура. Клад народного духовного богатства давал ощущение этнических корней, усиливал тягу к исторической родине, к привычным ландшафтам основного местообитания этноса, с которыми связывались мечты о будущем.

    Все же 13 лет геноцида нарушили многовековую связь этноса и ландшафта, ушло из жизни поколение, олицетворявшее эту связь. У поколения школьников 1944 г., вынесшего на своих плечах трудности физического выживания, сохранившего нравственную высоту, была вымыта элитная группа, которая не восстановилась [5].

    После реабилитации на родину вернулось менее половины балкарского этноса в места своего компактного проживания. Большая часть населенных пунктов Баксанского ущелья, перечислявшихся в главе 2, оказалась заброшена. Были заселены лишь сел. Верхний Баксан (бывшее Урусбиево), пос. Терскол, Байдаево, Тегенекли, Эльбрус. Пос. Терскол стал многонациональным, заселен людьми, приехавшими создавать базу туризма в Приэльбрусье и оставшимися работать здесь. Центральная часть пос. Эльбрус (так называемый Гягиш) застроена пятиэтажными домами также с многонациональным населением: так называемый частный сектор пос. Эльбрус стал полигенным, заселенным разными балкарскими фамилиями.

    Широкое развитие туризма, альпинизма и горнолыжного спорта и превращение верховий Баксанского ущелья в крупный туристско-спортивный центр вызвали резко выраженное антропогенное нарушение как экологического, так и этнического баланса. Этот фактор совокупно с нанесенным балкарскому этносу ущербом в процессе депортации повлиял отрицательно на взаимодействие этноса с природной средой, нарушил установившуюся веками гармонию в измерениях: пространство - ландшафт, время - накопленная традиция. В процессе современной рекреационной деятельности не всегда учитываются традиционные обычаи коренного населения, имеющие, как правило, верное экологическое направление. Отдаленные цели человечества нередко заслоняются актуальностью ближайших нужд. При этом целесообразная экологическая культура прошлого, «экофильные» традиции балкарского этноса зачастую сменяются антиэкологическим («экофобным») отношением к природным ресурсам [17].

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 1
  • Содержание
  • Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 2
  • Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 4
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Научная проблема НП Приэльбрусье: Изучение, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов
  • Лучше гор могут быть только горы. История гор.
  • Лучше гор могут быть только горы. Ледники.
  • Где отдохнуть? Что посмотреть?
  • Зелёный наряд Приэльбрусья. Часть 2


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015