Термин «черкесы» в прошлом применялся для обозначения всех адыгейских племен, В настоящее время черкесами называют адыгов, проживающих на территории Карачаево-Черкессии.
Из восьми районов Карачаево-Черкессии черкесы населяют главным образом два: Адыге-Хабльский и Хабезский.
Черкесы и кабардинцы имеют единый литературный язык, именуемый кабардино-черкесским.
К кабардино-черкесскому языку близки абазинский, абхазскйй, которые входят в абхазское-адыгейскую группу языков.
Черкесы Карачаево-Черкесии так же, как и другие адыгейские народы, сами себя называют «адыге».
Социальный строй черкесов был феодальным, с пережитками патриархальных отношений. Черкесское общество резко делилось на два класса: на класс феодалов и крестьян.
Земледелие в хозяйстве черкесов в дореволюционном прошлом не играло ведущей роли.
Основным же занятием черкесского населения было скотоводство. Черкесы разводили овец, коз, лошадей и крупный рогатый скот. До принятия мусульманства разводили также и свиней.
Овцеводству черкесы придавали большое значение. Из шерсти изготовляли сукно, войлок, бурки и др. Из овчин шили шубы, выделывали сафьян.
Довольно широко было развито ремесло. Все виды ремесленного производства в основном были связаны с обработкой животноводческих продуктов. Правда, в южной части Черкесии население занималось, и обработкой дерева.
АБАЗИНЦЫ.
Они занимают территорию, расположенную в предгорьях Большого Кавказского хребта, по верховьям рек Большой и Малый Зеленчук, Кубань и Кума. В настоящее время абазинцы живут в 15 населенных пунктах Карачаево-Черкесской автономной области.
Абазинский язык принадлежит к абхазо-адыгейской группе языков. Самым близким к абазинскому языку является абхазский, но он содержит много элементов, свойственных кабардинскому языку, чего нет в абазинском.
Культурный уровень абазинского народа до Великой Октябрьской социалистической революции был очень низок. Своей письменности не было, не было даже попытки ее создания.
В народе процветали суеверие и варварские обычаи умыкания невест, калым, многоженство и кровная месть. Местные князья не только поддерживали эти обычаи в народе, но и сами следовали им, чтобы создать иллюзию единства князей и крестьянства, а также и потому, что князья зачастую имели очень невысокий культурный уровень.
Абазинский народ в процессе борьбы за построение социализма прошел сложный путь. В марте 1920 г. в Черкесии окончательно установилась Советская власть. 20 января 1921г. постановлением ВЦИК была создана Горская республика, в состав которой из абазинских селений вошло Кумско-Лоовское (ныне Красно-Восточное). В 1922 г. из Горской республики выделился Карачай. Он был объединен с черкесскими, ногайскими и абазинскими селениями, входившими до этого в Кубано-Черноморскую область, и этим было положено начало существованию Карачаево-Черкесской автономной области с центром в г. Баталпашинске. Таким образом, с 1922 года все абазинцы получили автономию вместе с другими горцами.
В годы Великой Отечественной войны вместе с мужчинами в рядах Советской Армии сражались девушки и женщины из абазинских селений, как например, Ш. Цагова из селения Псаучья-Дахе, служившая на корабле Черноморского флота, С. Махова, служившая в войсках ПВО, и многие другие. За боевые заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны ордена и медали получили несколько сот абазин.
Во время Великой Отечественной войны женщины и старики абазины самоотверженно трудились на колхозных полях и на промышленных предприятиях. Несколько сот рабочих и колхозников абазин награждено медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».