|
 |
Библиография |
Кабардино-Балкария / НП Приэльбрусье |
 |
 |
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Асанов Ю. Н. Поселения, жилища и хозяйственные постройки балкарцев. Нальчик: КЕНИИ, 1976.
2.Горохов В. А., Вишневская С. С. По национальным паркам мира. М., 1993.
3.Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.
4.Кабардино-Балкарская правда. 1991. 21 сент.
5.Там же. 1994. 24 февр.
6.Там же. 31 марта.
7.Там же. 16 июня.
8.Там же. 23 июня. |
 |
 |
Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 4 |
Кабардино-Балкария / НП Приэльбрусье |
 |
 |
4. Создание Национального парка «Приэльбрусье» - поворотный этап в восстановлении балкарского народа-субэтноса
Государственный природный Национальный парк «Приэльбрусье» был создан в 1986 г. Одной из его задач наравне с охраной природных комплексов является сохранение памятников истории, культуры и других объектов. Согласно положению о Национальном парке, на его территории, в районе проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и не истощающего биологические ресурсы.
Основные положения по лесоустройству национальных природных парков России [19] предусматривают особый порядок проведения лесоустроительных работ в местах проживания национальных меньшинств. В период подготовительных работ определяются места их проживания, численность, традиционные промыслы, степень распространения этих промыслов на лесной фонд. |
 |
 |
Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 3 |
Кабардино-Балкария / НП Приэльбрусье |
 |
 |
3. Нарушение процесса этногенеза в ходе депортации балкарского этноса
Каждый этнос живет в двух измерениях: пространство (ландшафт) и время (накопленная традиция). Состояние ландшафта - чуткий барометр этнического климата. Страшную вещь сотворили с потомками древних согдийцев, жившими в отрогах Гиссарского хребта,- вскоре после Великой Отечественной войны волевым решением переселили их на равнину сеять хлопчатник. Народ вымер. Процессы этногенеза неуправляемы и идут во времени; отдельные люди не могут ни инициировать, ни предотвратить такие планетарные явления, как эволюция и миграция народов [15].
Естественный ход эволюции балкарского этноса был перечеркнут жестокой рукой в марте 1944 г., и на долгие 13 лет компактно живший народ вследствие депортации был рассеян, а его этническое название заменено казенным словом «спецпереселенец». Можно прекратить процесс этногенеза вмешательством извне, но создать что-то новое невозможно, это только следствие мутаций. Англичане уничтожили народ, населявший остров Тасмания. Истреблены целые племена, жившие на территории Соединенных Штатов Америки. |
 |
 |
Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 2 |
Кабардино-Балкария / НП Приэльбрусье |
 |
 |
2. Развитие балкарского этноса в ландшафте
Родиной этноса является то сочетание ландшафтов, где он впервые сложился в новую систему. Далеко не всякая территория может оказаться месторазвитием для этноса [21, 26]. Подлинными месторазвитиями являются территории сочетания двух и более ландшафтов, например, для балкарского этноса - горно-лесной и горно-луговой.
Системы горных хребтов, несмотря на вертикальную поясность, следует рассматривать как регионы единообразные, так как пояса составляют в масштабах человека единый географический и хозяйственный комплекс. Поэтому Кавказ удобен для сохранения реликтовых этносов - персистентов. Персистенты - этнические системы, прошедшие все фазы этногенеза и устойчиво находящиеся в состоянии этнического гомеостаза (состояния этнической системы, при которой ее жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений и система сохраняет равновесие с ландшафтом). |
 |
 |
Сохранение и восстановление единства природы и балкарского этноса на территории НП Приэльбрусье. Стр. 1 |
Кабардино-Балкария / НП Приэльбрусье |
 |
 |
1. Соотношение между этносом и ландшафтом. Общие положения
Советский энциклопедический словарь (1987 г., издание 4-е) дает определение этнической общности (этноса) как «исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией».
Своеобразную, неординарную теорию этногенеза излагает в своих трудах выдающийся историк, географ и этнолог Л. Н. Гумилев. Его понятие этноса отличается от академического и формулируется как «устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности (ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее деление на «своих» и «чужих» [3, 501]), и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Каждый этнос в той или иной степени внутренне неоднороден: внутри него выделяются субэтносы, консорции и конвиксии, которые могут возникать и распадаться, причем ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Группа близких между собой этносов составляет суперэтнос» [3, 540]. |
 |
|
|