В 9 км от конца языка нами были встречены серии продольных трещин, которые находились в самых различных стадиях своего развития: одни из них представляли собой узкие, глубокие расколы льда, другие с течением времени оказались расширенными и частично заполненными мореной, третьи уже давно потеряли вид трещин и лишь ряды полулунных обнажений льда напоминали о том, что здесь когда-то была трещина. Возможно, что поперечные трещины могут подвергаться таким же изменениям, особенно в участках со слабым движением и усиленным таянием.
В развитии своеобразного рельефа, свойственного концам крупных ледников и получивших в литературе наименование «термокарста», основную роль, по нашим представлениям, играют радиационные преобразования обнаженных поверхностей Льда, возникающих среди сплошного чехла морены в результате динамических процессов. Чтобы говорить о скорости возникновения и преобразования термокарстовых воронок с обнаженными стенками, необходимо провести наблюдения над величиной таяния на таких поверхностях.

Как известно, солнечная радиация является одним из самых важных факторов поверхностного таяния ледников, а для северо-западного Памира ее суммарное значение, вероятно, достигает значительной величины, что обусловлено большой высотой солнца над горизонтом, высотой территории над уровнем моря, продолжительностью периода безоблачных летне-осенних месяцев. В условиях, близких к леднику Географического общества – на леднике Федченко, среднесуточное стаивание на высоте 2 800 м над уровнем моря для сентября равно 4,4 см на склонах южной экспозиции и 1,8 см на склонах северной экспозиции.
На леднике Географического общества обнаженные склоны воронок большей частью обращены к югу и юго-западу. Эти склоны обычно и более пологи, более же крутые склоны мы находим в воронках, обращенных ледяным склоном к северу и северо-востоку.
Переходя ко второй зоне ледника, зоне чередования моренных валов с участками с относительно чистой поверхностью льда, нужно отметить, что срединные моренные валы здесь хорошо развиты и имеют относительную высоту от 15–20 до 60 м. Наиболее хорошо развита центральная срединная морена высотой в 50–60 м, образованная двумя слившимися вместе самостоятельными валами, берущими свое начало от подножия перевала Кашал-аяк. Моренный покров распределен неравномерно: на склонах и на выровненных поверхностях вала он имеет мощность от 10 до 50 см; в осевой части вала мощность морены нередко доходит до 2,5–3 м. Здесь вдоль осевой части вала расположен чередующийся ряд моренных холмов высотой от 2,5 до 5 м, центры которых отстоят друг от друга на 10–12 м. Сложены они легко рассыпающимся, весьма рыхлым материалом, состоящим из обычных валунов, перемешанных с суглинком. Наиболее высокие холмы имеют ледяное ядро в центре, тогда как ледяное основание более мелких совпадает с общей поверхностью льда на этом участке ледника.