Женская группа – в составе Л. Я. Ходюш, Н. Ф. Яковенко, В. Ф. Ковальчук – поднялась на вершину Суган-баши, а 7 участников (вся экспедиция состояла из 13 человек) совершили первое советское восхождение на вершину с отметкой 4 050 м, расположенную севернее Малого Сугана, назвав ее «пиком Днепровской правды». В том же году окончательно был выбран вариант траверса гребня Доппаха с востока на запад, к осуществлению которого мы смогли приступить лишь в августе 1949 г.

Вот уже несколько дней подряд хмурится небо, идет мелкий дождь, и даже живописная дорога ущелья Черека кажется довольно неприглядной. Мои спутники заметно оживляются, когда мы въезжаем в каньон, где дорога проходит «мышиной тропой», полутуннелем, пробитым в совершенно отвесной стене, внизу которой на глубине 300–400 м глухо шумит бурный Черек. Река пробивается сквозь твердые породы Скалистого хребта, измельченные частицы углистых сланцев придают ее водам темную окраску. Для геолога здесь раскрывается воочию книга природы. Мы внимательно слушаем рассказ Людмилы Ходюш о геологическом прошлом и настоящем этого уголка горной природы.
Живописные скалы ущелья сложены толщами известняков и доломитов верхнеюрского возраста, мощность их в Скалистом хребте превышает 1 000 м. Изредка попадаются окаменелые раковины, отпечатки которых пополняют коллекцию нашего геолога-альпиниста. Впервые попавшие сюда Иван Домашич и Борис Анохин восторгаются открывающимися из-за каждого поворота дороги видами. При помощи самых простых подручных средств – альпинистского молотка, осколков стекла, ножа, ногтя, спичек и кислоты мы определяем; породы и минералы.
Обнаружены обнажения доломита с включениями смолянисто-черного, углеобразного вещества, заполняющего поры и каверны. При горении оно выделяет резкий неприятный запах. Это твердые битумы, никем здесь не описанные и обычно сопровождающие нефть. Повидимому, они имеют связь с битуминозными известняками, обнажающимися выше по ущелью и описанными еще в 1928 г. проф. И. Г. Кузнецовым.
Несколько выше наше внимание привлекают жилы красивых крупных кристаллов кальцита: белого, желтого и нежнорозового. Никто из нас не может устоять, чтобы не набить ими карманы.
Вблизи селения Мухол долина вновь расширяется, и резко изменяется характер пород. Плотные известняки сменяются глинистыми сланцами и песчаниками с прослойками карбоната железа-сидерита. Дорога переходит на речную террасу, сложенную аллювием р. Черек: валунами, гальками, песками. Большую роль в образовании долины сыграл здесь древний ледник, доходивший до прорыва в Скалистом хребте, морены его прослеживаются по берегам реки, начиная от верховий.
К вечеру мы добираемся до селения Ишканты, утром, несмотря на моросящий дождик, группа с навьюченными лошадьми медленно двигается к ущелью Псыган-су. У входа в долину р. Курноят-су обнажаются кристаллические породы – граниты, гнейсы, кристаллические сланцы, выступающие из под мощных отложений валунного конгломерата, образующего в месте устьевого размыва реки огромные останцы.