Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    ПСР в горном походе Немного теории / Спасработы

        Аварийные ситуации, возникающие в горно-туристских походах, являются следствием, как правило, неправильных действий участников группы или ее руководителя.
    Планируя маршруты в горах, туристы должны знать природу гор и с учетом этого правильно планировать нитку маршрута, выбирать трассу и время движения, применять наиболее целесообразные в каждом конкретном случае тактику и технику передвижения и страховки. Игнорирование объективных законов природы ведет к созданию аварийных ситуаций.
        Предаварийные критические условия возникают в горах из-за резкого ухудшения погоды на сложном участке рельефа, что затрудняет ориентировку, выбор пути и связь между участниками; резкого похолодания, неверного выбора трассы или времени движения; недостаточной высотной акклиматизации; чрезмерно напряженного графика маршрута; плохо организованного и недостаточного питания туристов на маршруте; недисциплинированности и пренебрежения страховкой; потери части снаряжения, использования некачественного или непроверенного до похода самодельного снаряжения и т. д. Важно, чтобы группа и особенно ее руководитель вовремя распознали эти причины и мобилизовали свои знания, опыт и хладнокровие для устранения критической ситуации.
        Срыв на крутом рельефе или провал в ледниковую трещину, травмирование падающими камнями, кусками льда, фирна, снегом, срыв вместе с частью рельефа, травмирование грозовыми разрядами, снаряжением, заболевания являются непосредственными причинами аварий. В аварийной ситуации следует: уяснить факт происшедшей аварии и ее масштабы, выяснить непосредственные причины, организовать, если необходимо, поисковые работы с обеспечением безопасности остальных участников:
        •    оказать первую помощь, выяснить самочувствие пострадавшего и необходимый объем дальнейших работ;
        •    распределить обязанности в группе по ликвидации аварии;
        •    организовать транспортировочные работы и при необходимости послать за внешней помощью.
        В условиях внезапного бедствия огромная доля моральной ответственности и основная психологическая нагрузка ложатся на руководителя группы или наиболее опытного и авторитетного участника в случае несчастья с самим руководителем. Необходимо быстро и хладнокровно оценить ситуацию, составить план действий на первое время и четкими конкретными командами приступить к спасательным работам. Руководитель должен отчетливо представлять себе психическое состояние остальных участников, ставить перед ними реальные конкретные задачи, учитывать, что некоторые из туристов, находясь в состоянии нервного шока, вызванного происшедшей на их глазах трагедией, могут частично утратить некоторые технические и двигательные навыки, координацию движений. Поэтому во время проведения спасательных работ необходимо держать под контролем действия участников, при необходимости поручать им более простые и легкие участки работы. По мере прояснения ситуации и поступления новой информации руководитель должен чутко реагировать на изменение обстановки и соответственно координировать план спасательных работ. Важно организовать работу так, чтобы отдельные ее элементы были четко увязаны между собой как по важности, так и по времени.
        Если группа попала в снежную лавину, несмотря на самое разное практическое «оформление» этой ситуации, существует единый, «типовой» порядок проведения работ. По мере движения по рельефу, группа и ее руководитель должны постоянно следить за изменяющейся снежной обстановкой и достаточно ясно представлять себе возможную опасность. Особенно подозрительные с точки зрения лавинной опасности участки, если принято решение об их прохождении, следует пересекать по одному, без связок, организовав наблюдение за склоном и оговорив на случай аварии действия всех участников. Если в группе есть лавинные шнуры и специальное лавинное снаряжение, их нужно привести в «боевую» готовность. Для зимних походов в горах такое снаряжение обязательно.
        Прежде чем перейти к действиям группы по обнаружению засыпанного, напомним основные правила поведения попавшего в лавину. При сигнале товарищей «лавина!» надо немедленно освободиться от рюкзака, а если турист шел на лыжах, – от лыж и лыжных палок и попытаться удержаться на поверхности лавины, стараясь попасть ближе к ее краю. Если все же лавина захватила туриста, он должен сгруппироваться, подтянув колени к животу, сжатыми кулаками защитить лицо, стараясь сохранить перед ним свободное пространство. При остановке лавины надо определить свое положение: выпуская слюну, узнать, где верх, и по возможности продвигаться в эту сторону. Ни в коем случае не спать! Кричать надо только тогда, когда непосредственно над собой слышны крики или шаги участников группы.
        При сходе лавины и захвате ею туриста наблюдатели должны четко фиксировать его местонахождение в лавине или то место, где он был виден в последний раз. После остановки лавины руководитель, оценив обстановку и установив возможность повторного схода лавины, организует наблюдение за склонами и с остальными членами группы немедленно приступает к поискам засыпанного. При этом вначале отмечают место, где в последний раз видели потерпевшего и место остановки той части поверхности лавины, где исчез турист.
        Осматривая поверхность лавины, туристы двигаются шеренгой снизу вверх, от места ее остановки до места исчезновения человека. При этом стараются обнаружить лавинный шнур или детали снаряжения. Как правило, эти предметы находятся недалеко от засыпанного и ниже его по склону, поэтому поиски нужно проводить от этого места вверх к месту исчезновения. Через каждые 2-3 шага следует останавливаться и кричать. Поиски должны проходить пои полной тишине, так как крик пострадавшего, приглушенный снегом, доносится до поверхности очень слабым. Вся работа в лавине должна проводиться под командованием руководителя.
        Если первичный осмотр лавины не принес ничего утешительного, приступают к быстрому и энергичному зондированию предполагаемой зоны нахождения пострадавшего. Для зондирования используют стойки палаток, ледорубы, а в лыжных походах – лыжные палки со снятыми кольцами и специально подготовленные унифицированные облегченные зонды. Вначале проводят «скоростное» первичное зондирование – «крупным планом». Двигаясь шеренгой вверх по лавине, вводят зонды в снег на расстоянии 70-75см друг друга, затем, поднявшись на 70см, операцию повторяют. В том случае, когда местоположение пострадавшего предварительно определить очень трудно (большое расстояние между точками исчезновения человека и остановки лавины, большой фронт лавины, противоречия в оценке возможного нахождения засыпанного у наблюдателей и т. д.), надо проанализировать ситуацию в целом и на основе данных о характере лавины, рельефе склока и других факторов определить места наиболее вероятного нахождения засыпанного, представить схему предстоящего фронта работ и выделить первоочередные места зондирования – зоны А.
        Если склон имеет круто обрывающиеся террасы, то пострадавшего нужно искать либо внизу в конусе выноса, либо на одной из террас. На склоне с пологими ступенями засыпанного ищут в первую очередь на горизонтальных, пологих участках. В том случае, если лавина сходит по извилистому желобу, в зависимости от ее характера – сухая пылевидная или мокрая – осматривают вначале лавинный конус, а затем внешние стороны всех поворотов. Если лавина перед остановкой отклонилась в сторону, самое большое накопление образуется у внешней дуги, здесь также зона А. Сошедшая с ровного крутого склона лавина почти весь свой снег откладывает в лавинном конусе. Когда движение лавины ослабевает из-за какого-либо препятствия, в первую очередь искать засыпанного следует выше препятствия и по бокам от него.
        При сходе лавины из сухого пушистого снега, когда она развивает огромную скорость и обладает большой ударной силой, пострадавший может быть выброшен в сторону от основного пути лавины и далее за пределы конуса выноса.
        Если наблюдателями достаточно точно определены точки попадания туриста в лавину и его исчезновения, нужно искать его, прежде всего, в ближайшем нагромождении снега на продолжении линии, соединяющей эти точки. В том случае, если пострадавший в момент схода лавины находился недалеко от места отрыва лавины или непосредственно на ней, наиболее вероятное его нахождение – в лавинном стоке или в верхней части лавинного конуса. Если точка попадания находится в районе осевой линии лавины – это значит, что турист захвачен главным потоком, имеющим наибольшую скорость и поэтому, вероятнее всего, находится в нижней части лавинного конуса. Так как по краям скорость лавины значительно меньше, чем в осевой части, человек, застигнутый лавиной у ее края, может оказаться в верхних частях конуса выноса.
        Если первоначальное скоростное зондирование оказалось безрезультатным, необходимо еще раз тщательно проверить эту зону и только потом, промаркировав обработанные участки, приступить к зондированию второстепенных участков – зоны Б. Маркировку обработанных площадей ведут любыми подручными средствами – рюкзаками, штормовками, ледорубами, ветками и пр.
    Если после многочасовых поисков становится ясно, что силами группы найти пострадавшего не удастся, необходимо отправить наиболее сильных и технически подготовленных участников за внешней помощью.
        В случае обнаружения лавинного шнура его надо быстро, но аккуратно откопать, не допуская обрыва. Как только местонахождение засыпанного установлено, немедленно приступают к его откапыванию, используя все имеющиеся подручные средства. Определив положение тела пострадавшего, в первую очередь освобождают от снега его голову, лицо, очищают рог и нос от грязи и снега, делают искусственное дыхание и выясняют, работает ли сердце и в каком состоянии находится брюшной пресс. Если он теплый и мягкий – есть реальная возможность возвратить пострадавшего к жизни. Работу по спасению человека прекращают только при явных признаках смерти. Одновременно с искусственным дыханием необходимо всеми мерами повысить до нормы температуру тела пострадавшего. Для этого надо положить его на теплую подстилку, возможно теплее накрыть, обложить теплыми компрессами и грелками, а когда состояние здоровья улучшится, дать горячее питье – сладкий чай, бульон и пр.
        Транспортировку пострадавшего осуществляют только после полного восстановления нормальной сердечной деятельности и дыхания.
        После ликвидации последствий лавинной аварии руководитель, обсудив ситуацию с группой, должен составить план дальнейших действий. Здесь возможны следующие варианты:
        •    в случае, если состояние здоровья попавшего в аварию туриста удовлетворительное, лавинная обстановка и психологический климат в группе позволяют дальнейшее движение по маршруту, рекомендуется, сделав дневку и, отдохнув, двигаться дальше
        •    если продолжение маршрута психологически невозможно, руководитель обязан, честно объяснив группе создавшееся положение и свое решение, не торопясь, организованно вывести группу к населенному пункту наиболее простым и безопасным путем
        •    если лавинная обстановка осложнилась, движение стало опасным, надо быстро выбрать безопасное место, а при необходимости вырыть в склоне пещеру и переждать опасность
        •    если необходима транспортировка пострадавшего, группа из подручных материалов сооружает носилки, волокушу, нарты и транспортирует пострадавшего по наиболее простому пути к населенному пункту. Вперед может быть послан передовой отряд
        •    если пострадавший в тяжелом состоянии и транспортировка его нежелательна, руководитель направляет не менее двух человек за помощью, группа оборудует безопасный и комфортабельный бивак, создает пострадавшему максимальный уют и тепло, оказывает ему необходимую медицинскую помощь
        •    если обнаружить засыпанного туриста не удается, группа продолжает поиски, а руководитель, обеспечив безопасность спасателей, одновременно высылает часть группы за помощью
        •    если попавший в лавину турист обнаружен, но сохранить его жизнь не удалось – в этом случае поступают в зависимости от ситуации: транспортируют тело вниз силами группы; временно хоронят тело в надежном, имеющем хорошие ориентиры месте и опускаются вниз всей группой или группа остается на месте, а руководитель отправляет за помощью нескольких туристов
        В походах могут возникнуть различные варианты и поступать надо, учитывая конкретные условия. Главное при этом – заботиться о безопасности туристов.
        Провал в ледниковую трещину в горных походах случается достаточно часто и, как правило, оканчивается благополучно. Но бывает, что такая ситуация оборачивается трагедией.
    При провале в трещину туристы могут быть травмированы выступающими краями, стенками и ледово-снежными образованиями внутри трещины, страхующей веревкой или рюкзаком; заклинены в узкой сходящейся трещине со сдавливанием грудной клетки, переломом ребер, вмерзанием. Чрезвычайно опасно нахождение в трещине головой вниз, со сдавленным веревкой или лямкой рюкзака горлом, с вывернутыми конечностями. Этими факторами и определяются действия группы. Надежно закрепив страхующую веревку и обеспечив самостраховку, необходимо выяснить, продвинувшись непосредственно к месту провала, положение пострадавшего, его состояние.
        Если провалившийся находится в сознании, не имеет тяжелых травм, мешающих ему активно участвовать в работах по вытаскиванию, висит на страхующей веревке в достаточно удобном положении или стоит на снежно-ледовой пробке,, его товарищи, соблюдая все меры предосторожности и обеспечив самостраховку, организуют подъем способами «правая-левая» или «грудь-нога». Если турист находится в непосредственной близости от края трещины, ему помогают освободиться от рюкзака и вытаскивают за одежду.
        В случае, когда провалившийся травмирован, находится в шоковом состоянии, заклинен в трещине, необходимо при соблюдении всех правил безопасности организовать спуск к нему еще одного участника. Он должен уточнить местонахождение провалившегося, по возможности облегчить его положение и координировать дальнейшие действия спасателей, активно им помогая. При вынужденном продлении работ по вытаскиванию пострадавшего ему доставляют теплую одежду и по возможности оказывают медицинскую помощь. После проведения всех подготовительных работ приступают непосредственно к подъему. Подъем рекомендуется осуществлять с использованием полиспаста. Одновременно на безопасном участке ставят палатку, устраивают место для приема пострадавшего, готовят горячую пищу.
        Наиболее сложным этапом при вытаскивании провалившегося оказывается, как правило, конечный – протаскивание через край трещины. Его предварительно обрабатывают, предохраняя пострадавшего от падающих кусков льда. Под врезавшуюся в край трещины веревку должен быть обязательно подложен ледоруб. На этом этапе спасательных работ должны участвовать все туристы. Если есть возможность, для облегчения этой операции хорошо с другой стороны трещины обеспечить оттяжку. Когда пострадавший вытащен наверх, ему необходимо оказать медицинскую помощь, согреть, накормить. В этой ситуации руководитель должен составить план дальнейших действий – принять решение о транспортировке и подготовить из имеющегося снаряжения транспортное средство или выслать часть группы за помощью. Если состояние здоровья туриста удовлетворительное, группа после непродолжительного отдыха может продолжить путь.
        При срыве одного или нескольких участников на крутом рельефе группа должна определить местонахождение потерпевших и, если это возможно, визуально или голосом выяснить их состояние. Затем, обеспечивая самостраховку, спуститься к ним, оказать необходимую помощь и, если они не могут передвигаться самостоятельно, транспортировать их до ближайшего удобного и безопасного места. В дальнейшем, в зависимости от самочувствия пострадавших и морального состояния группы принимают решение о транспортировке этих туристов собственными силами, отправке нескольких туристов за помощью или продолжении маршрута.
        Организация помощи на сложном ледовом, скальном или снежном рельефах требует технической и моральной подготовки спортсмена, так как спасательные работы туристы выполняют своими силами, с помощью имеющегося у них подручного, а не специального снаряжения. Тем большее внимание руководитель и все участники группы должны уделять обеспечению безопасности и надежности страховки. Никакие скидки на «экстремальность» ситуации здесь неуместны – ведь травма или гибель самих спасающих только усугубит сложность обстановки.
        Заболевание в горах – одна из самых опасных аварийных ситуаций на маршруте. Причин заболеваний может быть много, но любое заболевание, осложненное высотой, может закончиться трагедией. Особенно опасны заболевания сердечно-сосудистой системы, простудные и тяжелые формы горной болезни. Во избежание заболеваний необходимо все время следить за тем, чтобы организм человека не переохлаждался. Надо помнить, что если внизу человек довольно быстро сам справляется с начинающейся простудой, то на высоте, ослабленный горной болезнью и кислородным голоданием, организм часто оказывается не в состоянии ликвидировать начинающееся заболевание, и ему нужно интенсивно помочь. Вот почему так важно при первых же признаках недомогания немедленно сообщать об этом руководителю и походному лекарю. Важно вовремя распознать начинающуюся болезнь и срочно принять все профилактические и лечебные меры. Группа,, отправляющаяся в высокогорье, должна иметь достаточно подготовленного для оказания серьезной медицинской помощи туриста, вооруженного не только подробной инструкцией о необходимых действиях в тех или иных случаях, но и достаточно полным набором медикаментов. Вместе с тем, действенным способом лечения большинства заболеваний в высокогорье остается быстрое снижение высоты. Иногда целесообразнее подняться с заболевшим на еще большую высоту, после чего окажется возможным быстрый и большой сброс ее, нежели двигаться вниз, но гораздо медленнее теряя высоту. Особенно это касается случаев с простудными заболеваниями, которые на высоте прогрессируют, переходя в отек легких, после чего человек «сгорает» буквально за несколько часов. В этой ситуации руководитель похода должен тщательно продумать тактику транспортировочно-спасательных работ и выбрать наиболее простой, безопасный путь.
        При движении по скальным и ледовым склонам, преодолении ледопадов и снежно-ледовых карнизов возможно травмирование участников падающими камнями, кусками льда или фирна. В этом случае группа, соблюдая правила безопасности, должна оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, вывести или вынести его из опасной зоны, а при тяжелой травме организовать транспортировку до ближайшего удобного и безопасного места для оказания более обстоятельной медицинской помощи и изготовления более удобных для дальнейшей транспортировки приспособлений.
    Очень важно, чтобы группа перед выходом в горы попробовала изготовить носилки и отработала разные варианты индивидуальной и групповой переноски пострадавшего (на альпинистских поясах, веревке, рюкзаке, носилках) с тем, чтобы в горах, если случится несчастье, не терять время на изобретение давно известных и проверенных методов.
        Важное место в организации спасательных работ в горах занимает взаимодействие туристов внутри группы. Задача руководителя заключается в том, чтобы каждый участник твердо знал свое место, свою задачу, четко и без промедления выполнял ее. В тех случаях, когда возникает необходимость выслать вперед передовой отряд для вызова внешней помощи, ему должна быть поставлена четкая, однозначно понимаемая задача и оговорены все возможные варианты и сроки взаимного передвижения, средства связи и сигнализации. Все это должно быть изложено письменно. Документ составляют в нескольких экземплярах – по экземпляру для каждого уходящего и руководителя. Четко написанный документ способствует правильному выполнению поставленной задачи. В этом документе должны указываться задача передовой группы и контрольные сроки с нанесением всей маршрутной информации на карту или выкопировку с нее, которые также обязательно должны быть у уходящей за помощью группы. Кроме того, спасательная группа должна иметь записку об аварии для передачи КСС или другим спасателям, содержащую информацию о происшедшем несчастном случае, положении группы, ее месте нахождения или направлении передвижения, характере травм и количестве потерпевших, наличии специального спасательного снаряжения, медикаментов, средств связи, сигнализации, горючего и продуктов питания. Должны быть также составлены тексты телеграмм в соответствующие организации с указанием номера маршрутной книжки, фамилии руководителя, фамилий и домашних адресов потерпевших.
        В качестве средств связи туристы используют зеленые и красные ракеты. В горах основной сигнал бедствия – красная ракета. Общепринятым сигналом бедствия считается также сигнал, подаваемый шесть раз в минуту. В этих целях можно применять электрический фонарь, периодически закрываемый штормовкой костер или примус и т. д.
        При поисковых работах с помощью вертолета группе выбрасывают вымпел с инструкциями о необходимых сигналах для ответа на разные вопросы (та ли это группа, которая разыскивается, нужна ли помощь, может ли группа самостоятельно начать транспортировку пострадавшего, нужен ли врач и пр.). Простые сигналы с земли в виде фигур приведены на рис. 1.
    Схема сигналов по международному коду
        Рис. 1. Схема сигналов по международному коду:
        а – «Нужен врач»
        б – «Нужны медикаменты»
        в – «Идти не можем»
        г – «Покажите, куда идти»
        д – «Посадка здесь»

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Типовые нарушения здоровья и доврачебная помощь
  • ПСР в водном походе
  • ПСР в зимнем путешествии


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019