Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 

    Снаряжение для водного туризма Снаряжение

    Личное снаряжение туриста-водника незначительно отличается от снаряжения туристов, занимающихся другими видами туризма, и включает рюкзак, обувь, одежду, спальный мешок, коврик, туалетный набор, личную посуду. Добавим каску и спасательный жилет.
    Бивачное снаряжение также не имеет существенных отличий, но в большинстве водных походов нет существенных ограничений по весу, что позволяет использовать тяжелые специальные таганки и другое костровое оборудование. Ограничения по весу снаряжения может быть в случае одного и более волоков.
    Большинство водных походов проходит в лесной зоне, с костром, поэтому нет необходимости брать ни примус с запасом бензина, ни газовую плиту с баллонами. Однако если поход будет проходить в безлесной зоне, то этими необходимыми вещами придется запастись (на выбор).
    Главное общественное снаряжение водного похода - судна для сплава.
    Здесь мы рассмотрим байдарки как средства передвижения.
    Байдарка - маломерное запалубленное гребное двух-, реже одно- или трехместное судно. Предназначена для туристских походов и прогулок по рекам, озерам и водохранилищам и обладает набором мореходных качеств, позволяющих преодолевать большинство естественных препятствий на реках и плавать в условиях умеренного волнения по открытым водоемам. Форма, основные идеи конструкции и название байдарки были заимствованы у эскимосов Северной Америки, которые использовали эти суда для прибрежного плавания. Байдарка сначала в качестве спортивного гоночного судна распространилась по всему миру. С возникновением водного слалома байда была приспособлена к его требованиям. Одновременно возник тип туристской байдарки. За последние годы в связи с проникновением в водный туризм техники водного слалома произошло сближение туристской и слаломной байдарок. Правда, в туризме наиболее распространена двухместная байдарка, в водном слаломе - одноместная, за которой утвердилось также эскимосское название каяк. Однако в последнее время каяк утверждается и в водном туризме. Байдарки могут быть выполнены неразборными (стационарными) или разборными. Неразборные изготовляются из дерева или пластмассы. Разборные байдарки делятся на жесткие каркасные, каркасно-надувные и надувные.
    Каркасная байдарка состоит из жесткого металлического каркаса, мягкой водонепроницаемой оболочки, фартука, защищающего от попадания воды в кокпит и имеющего отверстия для посадки гребцов и «юбок», защищающих отверстия в фартуке от попадания воды. По эксплуатационным характеристикам эти судна можно разделить на легкие одно- двухместные с грузоподъемностью не более 180 кг, средние двухместные с грузоподъемностью 250 кг и тяжелые трехместные с грузоподъемностью 375 кг.
    Каркас байдарки состоит из продольного и поперечного наборов. Продольный набор включает Кильсон, лежащий на дне байдарки и состоящий из нескольких разъемных секций и запираемый в рабочем положении замками, не допускающими его складывания. Кильсон образован двумя параллельными продольными элементами, соединенными поперечными планками. К носу и корме продольные элементы кильсона сходятся вместе и закрепляются на конечных элементах продольного набора - штевнях, образующих форму носа и кормы. К продольному набору относятся также три пояса стрингеров, верхний из которых называется привальным брусом. Стрингеры состоят из отдельных отрезков металлических труб не длиннее 1,2 м, соединяемых муфтами. Кильсон, привальные брусья и стрингеры сохраняют форму нижней части байдарки.
    Поперечный набор состоит из 4 шпангоутов, образующих форму корпуса байдарки. Шпангоуты нумеруются начиная от ножа. Шпангоут состоит из основания, двух боковых восходящих ветвей и верхней перекладины - бимса. В байдарках серии «Таймень» все шпангоуты замкнутые, с полным бимсом, что упрочнило корпус байдарки. Стрингера и привальные брусья, а также кильсон прикрепляются к шпангоутами точках касания с ними, в этих же точках стыкуются отрезки продольного набора. К продольному набору относятся ещё мидельвейсы и фальшборты. Мидельвейс - предельная металлическая деталь - лежит под серединой деки и соединяет верхнюю часть штевня со шпангоутом, ближайшим к штевню (до начала кокпита). Фальшборт - симметричная продольная деталь - устанавливается на бимсы средних шпангоутов, соединяет их и образует боковую границу кокпита. Концы фальшбортов лежат на тех шпангоутах, где заканчиваются мидельвейсы. Передние концы фальшбортов обычно замыкаются козырьком, задние - кормовой планкой. Между фальшбортами устанавливаются спинки для гребцов, на кильсоне - сиденья.
    Металлический каркас изготовляется обычно из круглых и профилированных до эллипса трубок из алюминиевых сплавов с толщиной стенки 1 мм. Соединение неразъемных деталей производится заклепками. Металлический каркас в целом более легок и прочен, но менее гибок, и ремонтопригоден.
    Мягкая оболочка байдарки состоит из днища и деки. Днище выполняется из многослойной прорезиненной ткани (в последние время - капроновой) или лавсановой ткани с ПЖ покрытием. Дека выполняемая из плотного брезента или авизента.
    Сборка каркасной байдарки типа «Таймень 2» начинается со сборки носового и кормового узлов. Носовую секцию кильсона необходимо соединить со штевнем, поставить один или два носовых шпангоута, закрепить на штевне и шпангоутах носовые секции привальных брусьев, стрингеров и носовой мидельвейс. Затем аналогично собирается кормовой узел. Оболочку нужно разложить на ровном месте и расправить, затем вставить в оболочку и продвинуть возможно дальше носовой и кормовой узлы, при этом нужно следить, чтобы оболочка не была перекошена, чтобы шов, соединяющий днище и деку, находился на привальном брусе, а припуск материала днища и деки, находящийся внутри оболочки, был направлен по всему периметру в одну сторону, вверх или вниз. Дальнейшее заполнение оболочки производится раздвижением носового и кормового узлов. Нужно упереть одну в другую секции кильсона в местах разрыва и, нажимая свержу на стык кильсона, постепенно задвигать носовой и кормовой узлы внутрь оболочки, распрямляя кильсон в горизонтальной плоскости. При этом оболочка натягивается вдоль. После распрямления кильсона необходимо закрыть замки на средних секциях стрингеров и привальных брусьев. После на шпангоуты устанавливаются и закрепляются фальшборты. Эта операция совпадает с поперечным натяжением бортовых частей деки. На внутренней стороне фальшборта имеется косой паз, куда вкладывается утолщенный жесткий край деки. Когда фальшборт, состоящий из трех частей, дотягивают до нормального положения, выпрямляя эти части в одну линию, дека натягивается. После этого остается установить планку, замыкающую кормовую часть кокпита, сиденья и привязать причальный конец.
    Чтобы предохранить оболочку байдарки от преждевременного изнашивания и разрывов, её необходимо протектировать, то есть оклеить снаружи собранную байдарку полосами резины в наиболее уязвимых местах. Ими являются места прилегания к оболочке реек или труб кильсона и нижнего пояса стрингеров, а также средних шпангоутов. Приклеиваемые полосы твердой или средней твердости резины и называются протекторами. Они имеют толщину 2-3мм и ширину 40-50мм. Лучше, если протектор будет цельным на всю длину байдарки. Если же протектор состоит из кусков, в местах стыковки куски необходимо срезать на нет под углом 40-60º и приклеить куски так, чтобы наружный конец среза был направлен в сторону кормы. Хороший длинный протектор получается из автомобильной камеры, если её разрезать по винтовой линии с шагом в 50мм.
    Укладка груза.
    При укладке груза в байдарку необходимо обеспечить правильный баланс его по массе, нестеснённость всех необходимых действий гребцов, защиту от воды снаряжения, боящегося подмочки, и продуктов, минимальное количество мелких упаковок, жесткую фиксацию каждой упаковки к каркасу. В кормовой отсек байдарки лучше всего укладывать самый тяжелый груз, не боящийся воды, напр. пилу, топор, металлические фляги, консервы, бачки, посуду, костровые принадлежности, колья для палатки и т.п. Эти предметы в своих упаковках укладываются к капроновый мешок или рюкзак, который привязывается к каркасу.
    Палатки, тенты, спальные мешки, личные вещи, продукты укладываются в бортовые мешки. Бортовой мешок - это длинный (80-90см) и диаметром 20-25см непромокаемый мешок, склеенный из легкой прорезиненной ткани. Бортовые мешки подвешиваются вдоль бортов под декой к привальному брусу и среднему поясу стрингеров, поэтому их число равно удвоенному количеству промежутков между шпангоутами в пределах кокпита. После плотной укладки груза в мешок на ¾ его длины горловина мешка скручивается и завязывается один раз, затем перегибается и завязывается еще раз. Тщательное завязывание мешка обеспечит его водонепроницаемость при пребывании в воде в течение нескольких часов. При размещении мешков под бортами следует более тяжелые мешки помещать ближе к корме, массы мешков правого и левого борта должны быть примерно одинаковы. Для крепления бортовых мешков можно при сборке байдарки надеть на каждый отрезок привального бруса и второго пояса стрингеров между шпангоутами по два резиновых кольца, которые можно вырезать из автомобильной камеры. Бортовые мешки концами просовываются в растянутые резиновые кольца и оказываются притянутыми этими кольцами к борту над декой. Если резиновых колец нет, то мешки привязываются киперной лентой. Эти бортовые мешки являются дополнительными ёмкостями непотопляемости.
    Часть легкого груза можно поместить в носовой отсек в большом непромокаемом мешке, завязываемом так же, как и бортовые мешки. Его тоже необходимо привязать к каркасу. Все мелкие предметы снаряжения нужно постараться уложить в мешки, в противном случае их тоже нужно привязать к каркасу, упаковав в непромокаемые мешки меньшего размера. Загрузка байдарок «Таймень» отличается тем, что часть груза прямо в рюкзаке может быть помещена в грузовой отсек в середине байдарке.
    Разборка байдарки. По окончании похода байдарку необходимо разобрать и сложить в упаковку для транспортирования. Перед разборкой необходимо очистить от песка и мелких камней внутреннюю сторону оболочки с помощью мокрой тряпки и тщательно высушить оболочку, особенно деку. Сушить лучше на солнце, в дождливую погоду - под тентом. Когда дека достаточно подсохнет, снимают фальшборты, чтобы просушить края деки, прилегающие к ним. После полного высыхания деки байдарку разбирают в порядке, обратном порядку сборки.
    Иногда окончательное досушивание можно произвести уже в помещении, разобрав невысушенную байдарку, но только в крайнем случае, т.к. дека сядет, и в следующий раз лодку будет труднее собрать.
    После разборки, оболочку нужно вывернуть, чтобы просушить и очистить от песка носовые и кормовые окончания. Все детали каркаса нужно протереть влажной тряпкой, а затем уложить вместе с оболочкой в упаковку для переноски. Между сезонами оболочку и каркас хранят в сухом отапливаемом помещении, оболочку лучше пересыпать тальком и хранить свободно свернутой.
    Ремонт в походных условиях. Для этого комплектуется ремонтный набор, состоящий из средств ремонта оболочки и средств ремонта каркаса. Средства ремонта оболочки необходимо иметь на каждом судне, средства ремонта каркаса обычно хранятся централизованно, в едином для всей группы ремонтном наборе.
    Для ремонта оболочки необходимы капроновые нитки, швейные иглы, шило, ножницы, грубая водостойкая шлифовальная шкурка, бензин, резиновый клей, куски тонкой резины и прорезиненной ткани (как на оболочке), небольшие куски протектора. Для ремонта оболочки байдарку разгружают и укладывают на берегу вверх дном для просушки ремонтируемого места. После высушивания как покрытия оболочки, так и выступающих волокон ткани-основы нужно наметить границы заплаты, вырезать заплату и зачистить её и ремонтируемое место до бархатной черноты.
    После зачистки разрыв оболочки зашивается стягивающим швом. Зашивать удобно вдвоем - один изнутри, другой снаружи, байдарка стоит на боку. Если разрыв пришелся на стрингер или шпангоут, может возникнуть необходимость вынуть этот элемент каркаса. После зашивания ремонтируемое место и заплата обезжириваются бензином, смазываются тонким слоем резинового клея, после его высыхания смазываются ещё раз и после вторичного высыхания заплата прижимается к оболочке и разглаживается, чтобы не было пузырей и морщин. Все разрывы оболочки необходимо заклеивать изнутри и снаружи. Если в походных условиях нельзя наложить внутреннюю заплату, её необходимо наложить но возвращении домой. Если разрыв оболочки получился под и вместе с протектором, необходимо удалить кусок протектора, зашить разрыв, наложить заплату и сверху наклеить новый кусок протектора, соблюдая правила стыковки. В солнечную погоду все операции приклеивания лучше вести в тени.
    Для ремонта каркаса необходимо иметь набор инструментов, состоящий из отвертки, пассатижей, напильника, малой ножовки или шлицовки, малой дрели со сверлами, и набор материалов, состоящий из отрезков дюралевых труб, уголков и пластин, проволоки, шурупов, винтов с гайками, заклепок, киперной ленты, изоляционной ленты.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Каким должен быть походный груз?
  • Синее пламя горелки
  • Палатки
  • Рюкзаки
  • Спальные мешки
  • Термобельё
  • Одежда для похода
  • Экипировка туриста
  • Эксплуатация и ремонт туристского снаряжения
  • Хранение туристского снаряжения


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019