Будьте уверены – горные лыжи вполне безопасный спорт, гораздо более безопасный, чем думают многие. Знаменательно то, что несчастные случаи на лыжах происходят реже, чем, например, на велосипеде или в любом командном виде спорта. Фактически, катание на лыжах безопаснее, чем путешествие до места катания и обратно.
Однако важно помнить, что безопасность на трассах зависит от эффективного снаряжения, физической подготовки лыжника и его способности контролировать условия и сложность спуска. По статистике, за последние 20 лет степень травмоопасности для лыжника снизилась более чем на 50%. За период с середины 70-х годов по настоящее время, количество травм нижней части ноги снизилось на 85%, включая травмы голени и лодыжек, количество которых сократилось на 90%. Такой эффект был достигнут за счет модернизации конструкции креплений и перехода к пластиковым ботинкам вместо старых низких кожаных.
Современные технологии, используемые в изготовлении снаряжения, позволили горнолыжнику стать маневренней, эффективнее, позволили выйти на новый уровень скоростных возможностей. При этом они способствовали значительному сокращению травм лодыжек и нижней части ноги. Однако обратной стороной медали стало увеличение количества травм колена на 300%. Колено все еще остается «больным местом» горнолыжника, и этот вид травм сейчас составляет около 50% от общего количества.
Специалисты в области травматологии задались вопросом: в каких ситуациях происходит травма? Изучив более чем 20000 случаев серьезных травм колена травматологи пришли к выводу, что эти травмы зависят не только от потери равновесия и определенной позы при падении. Собственно, падение не наносит травмы и, в большинстве случаев, само падение как раз и является следствием травмы. Но 80% серьезных травм колена возникают в результате падений назад.
Эта печальная статистика и выводы травматологов дали толчок к разработке в равной степени эффективной и безопасной горнолыжной обуви, т.е. попросту говоря, модернизации горнолыжного ботинка. Так возникла система заднего высвобождения.
В натуре – это небольшой механизм, соединяющий нижнюю и верхнюю часть внешнего ботинка с тыльной стороны и позволяющий голенищу отклоняться на 15% назад от основного положения при экстремальных нагрузках на коленный сустав. Это значительно снижает вероятность травмы передних крестообразных связок. При восстановлении лыжником равновесия система возвращается в исходное положение.
Очередное достижение в области высоких технологий, появление каждой новинки всегда вызывает бурное обсуждение, как среди профессионалов, так и просто любителей. Такие споры могут длиться месяцами и даже годами, но когда идет речь о собственной безопасности, имеет смысл не спорить о ней, а просто ею воспользоваться.