|
После того как были покорены все основные кавказские вершины, на повестку дня встал вопрос о всестороннем изучении горных массивов, прохождении новых маршрутов к уже взятым вершинам. Это творческое начало и связанные с ним пытливые искания оплодотворили всю дальнейшую практику развития альпинизма в СССР. В 1931 г. братья Е. М. и В. М. Абалаковы и В. П. Чередоча совершают первое советское восхождение на Дых-тау по северному гребню. В 1935 г. Ал. Ал. Малеинов поднялся сюда же с юга, в 1937 г. группа Б. А. Гарфа — по западному гребню. В 1933 г. группа Ал. А. Малеинова взошла на Коштан-тау по северному гребню, два года спустя группа ленинградцев (И. Федоров и др.) траверсирует этот же массив с юга на север со спуском на Уллуаузский ледник. В 1938 г. Е. М. Абалаков и В. В. Миклашевский в рекордном траверсе массива Дых-тау — Коштан-тау поднялись на последнюю с запада у Крумкольского провала и, наконец, группа Б. А. Гарфа траверсировала в 1948 г. вершину, сделав первовосхождение по восточному гребню и спустившись по северному гребню в цирк Мижирги. Поучительный пример всестороннего изучения одной вершины! В приведенных нами примерах степень трудности, равно и характер различных маршрутов, примерно одинаковы; это подъем по более или менее трудным скальным или ледовым гребням. Примерно таковы же и различные маршруты на Шхару (Г. В. Прокудаева, Ал. А. Малеинова, С. И. Ходакевича) или на Шхельду (О. Д. Аристова, Ф. А. Кропфа, Л. В. Надеждина, В. Ф. Нестерова, В. А. Кизеля и др.). Однако нередко различные пути на одну и ту же вершину в корне отличны по степени их трудности. Так, восхождение на пик Щуровского с Ушбинского плато оценивается как II-A категория трудности, подъем же по северной стене группы В. М. Абалакова в 1947 г. был рекордным достижением V-Б категории трудности. Последнее обстоятельство может отчасти объяснить, почему подавляющее большинство альпинистов поднимается на ту или иную вершину по маршрутам, не раз хоженным, основательно проработанным. Иной путь, на вершину может быть не под силу начинающему или не вполне овладевшему мастерством горовосходителю. Однако это никак не оправдывает тех мастеров и перворазрядников, которые предпочитают проделывать в десятый раз многократно пройденный траверс Ушбы, нежели искать новые, неизведанные, но бесконечно интересные пути; нередко это делается только потому, что вдруг новый, никем не проходившийся, путь не будет классифицирован как «пятерка». Особняком стоят так называемые «стенные» маршруты. Так обычно называют маршруты, проходящие не по ребрам, а по граням вершин, условно рассматривая последние как некие пирамиды. При этом очевидно, что средняя крутизна их должна превышать 45°, иначе здесь даже условно неприменимо название «стен». Восхождение по стене, как правило, значительно сложнее и опаснее, хотя и короче, чем подъем по гребню. Горная стена редко бывает гладкой, имея облик стены в буквальном смысле слова. Чаще всего и здесь проходят более или менее явно выраженные ребра, ведущие непосредственно на вершину или же «вливающиеся» в главные гребни. Умело выбирая путь по таким ребрам, удается в значительной степени снизить объективную опасность от камнепадов и лавин.
|
|