В межнациональном общении наций и народностей Дагестана важную роль играет русский язык.
Обучение детей в школе ведется в начальных классах на родном языке с изучением русского языка как предмета.
С третьего класса обучение идет на русском языке, а родной язык и литература изучаются как предметы.
Развиваются национальные литературные языки — аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский, лакский, табасаранский, ногайский, татский, использующие русский алфавит.
Русским языком владеет 71% населения республики. Знание его не только облегчает межнациональное общение, но и открывает широкий доступ к достижениям современной науки и техники, высотам отечественной и мировой культуры
Так, например, почитание родного очага, аула, уважение к старшим, культ старшего по возрасту, являющиеся по своей сути наследием патриархального прошлого, уже давно превратились в нравственно-эстетические характеристики дагестанцев.
Обычай гостеприимства и институт куначества пронизывал, всю систему общественно-бытовых внутриэтнических и межэтнических отношений народов Дагестана. Все исследователи, так или иначе касавшиеся этого вопроса, отмечали, что гостеприимство и куначество, генетически восходящие своими корнями к эпохе родового строя, трансформировались и переросли в нравственно-этические нормы, оказавшие значительное влияние, в частности, на развитие культуры межнационального общения.
Как известно, гостеприимство — это обычай, согласно которому любой приезжий надеялся на безусловное право на ночлег, стол, охрану имущества, чести и жизни со стороны любого из местных жителей, принявших на себя обязанности хозяина (по отношению к гостю).
Традициями коллективизма, одной из важнейших характеристик общественной жизни дагестанцев, объясняется тот факт, что до последних десятилетий XIX — начала XX вв. гостящий у кого-либо приезжий одновременно считался и гостем всей общины, которая тоже несла моральную и обычно правовую ответственность за благоустройство гостя, его безопасность, его имущество.
Известный кавказский историк начала XIX века П. Бутков писал о дагестанцах: «В домашнем быту кротки, гостеприимны, верны дружбе до великодушия: целомудренны, почтительны к старости, умеренны в пище, трезвы, правила гостеприимства соблюдают даже против своих неприятелей.
Гостя принимали в любое время дня и ночи».
У багулалцев существовал даже обычай: когда садились обедать или ужинать, все делили поровну между членами семьи и отделяли порцию на случай, если явится гость.
Еще и сейчас в горных районах Дагестана, учитывая то, что гость может в пути намокнуть или промерзнуть, во многих горских домах держат шубы, предназначенные только для гостей.
К обязательным для соблюдения традициям дагестанцы относят также заботу о родителях и членах семьи, верность дружбе, обусловленную гостеприимством и куначеством. Все это можно успешно использовать в патриотическом и интернациональном воспитании.
Дагестанец веками считался и фактически является защитником родного очага, дома, чести семьи и достоинства родственниц. Малейший намек на неуважительное отношение (словом, жестом, действием) к матери, сестре, жене, другим родственницам (а при общении с представителем Другого селения — к любой односельчанке) мог привести к серьезным последствиям.
Такая традиционная ориентация все еще свойственна в значительной степени подавляющему большинству дагестанцев.
В деле воспитания патриотизма, привития молодежи глубокой любви к Родине нередко обращаются к чувству гордости за прошлое и настоящее края, к национальным чувствам, национальной гордости дагестанцев. Здесь необходим тонкий и дифференцированный подход к событиям и явлениям в истории Дагестана. Восхваление одних фактов, умаление роли других может привести к неожиданному конфликту.