В дагестанцах, как правило, высоко развито чувство национальной гордости. Весьма нежелательно и даже недопустимо задевать это чувство. Они щепетильны, когда дело касается человеческого достоинства, фамилии, национальной принадлежности, республики. Даже безобидные, на первый взгляд, высказывания, шутки, анекдоты, так или иначе затрагивающие дагестанцев, как правило, создают конфликтную ситуацию.
Эти моменты необходимо учитывать в воспитании молодежи, особенно армейской. Любые формы пренебрежительного, высокомерного отношения к людям другой национальности, любые высказывания или действия, задевающие национальную гордость, должны рассматриваться как в высшей степени аморальные, недостойные человека.
Известно, что часть представителей старшего поколения дагестанцев все еще продолжает верить в аллаха, справлять религиозные обряды. И среди молодежи встречаются верующие. Религиозность выражается в том, что молодые люди усваивают основные азы мусульманских догм и формально придерживаются их. В сознании современного юношества зачастую происходит подмена религиозного и национального: пренебрежительное, насмешливое отношение к мусульманству иногда воспринимается ими, как оскорбление национального достоинства. Здесь необходимо комплексное атеистическое и интернациональное воспитание. В силу ряда исторических особенностей развития края национальные чувства дагестанцев в прошлом тесно переплелись с религиозными.
Переплетение национального и религиозного чаще можно видеть в традициях и обычаях, во вкусах и привычках верующих, проявляющихся, главным образом, в сфере бытовых и семейно-бытовых отношений.
Одним из старозаветных мусульманских запретов является запрет на употребление свинины. Отношение к последней, как к скверне, глубоко укоренилось в народе до такой степени, что большинство людей испытывает отвращение не только к виду свиного мяса, сала, но даже и при упоминании о них. Свинины не ест большинство дагестанцев, в т. ч. и та их часть, которая имеет смутное представление о понятиях «ислам», «коран», «шариат». Иными словами, неприязнь к свинине сплошь и рядом переросла в этнопсихологический стереотип.
Символом мужского достоинства и чести служила дагестанцу папаха. Осквернение папахи словом и действием считалось совершенно недопустимым. Такое отношение к головному убору вообще пережиточно бытует среди дагестанской молодежи, болезненно реагирующей, нередко и в наши дни, на всякие шутки, связанные с этим видом одежды.
Выдержка, сдержанность, отвага, храбрость почитались у дагестанцев лучшими качествами мужчины. Исстари считалось крайне предосудительным выказывать усталость, жаловаться на голод, жажду, зной и т. д. Нежелание помочь товарищу в беде, в трудные моменты жизни и особенно трусость считались самым большим позором и строго осуждались общественным мнением.
Традиционно дагестанцам-юношам свойственно было ношение усов. Служа своеобразным показателем возмужания юноши, усы были символом мужского достоинства и чести, как и борода у старшего поколения. Поношение усов считалось одним из самых тяжких оскорблений для молодого человека. Потеряв в основном свою символическую нагрузку, обычай ношения усов характерен для многих дагестанских юношей.
Одной из характерных черт дагестанского быта было строгое разделение труда. Значительное по объему число занятий традиционно считалось сугубо женским, недостойным мужчины. За такое занятие, как уборка помещения, стирка одежды, приготовление пищи и т. п., дагестанец, уважая общественное мнение, никогда не брался. В этом направлении нужна кропотливая повседневная разъяснительная работа с молодыми призывниками-дагестанцами.