Крутой спуск вниз, в необыкновенно красочный каньон. Породы на отвесном обрыве, размытые водой, образовали самые причудливые формы: то это как бы ряды башен, то бастионы несуществующей крепости. Окраска скал фантастична по разнообразию ярких тонов. Красные краски переходят в розовые и желтые, почти золотые. Рядом видны как бы мазки светло-зеленого и даже синие блики. Кажется, что это палитра какого-то гигантского художника. Внизу мост через Куртагай. Возле него домик дорожного мастера. А дальше — снова степь. Цветы — фиолетовые, белые, желтые, синие...
Опять щель. Машина с трудом ползет вверх. Последние метры, и вот перевал. Альтиметр показывает 1 800 м. Отсюда открывается изумительная панорама снежных вершин центрального Тянь-шаня. Глаза альпинистов невольно стремятся отыскать пирамиду Хан-тенгри, а затем Мраморную стену и пик Семенова. О покорении этих двух вершин мечтает каждый из членов экспедиции. Горы частью окутаны облаками, и путешественники не могут разглядеть все так, как хотелось бы.
Еще несколько часов, и машина въезжает в селение Сары-джас. Радушно встречают путешественников пограничники и «угощают» в первую очередь замечательной баней. Здесь последний почтовый ящик на пути, и все пишут письма домой, как здесь говорят «на большую землю». Тут же решается вопрос дальнейшего передвижения: до конца автодороги в Баян-кол группа едет на той же машине.
5 августа. Пассажиров в машине стало больше: к альпинистам присоединились пограничники-радисты, которые будут с экспедицией до конца ее работы.
Снова степи сменяются щелями, а щели вновь степями. Снова поднимается автомобиль на небольшие перевалы. Вдали маячат покрытые лесом горы. До них все еще далеко.
Мост через реку Текес и селение того же названия. Здания, разбросанные на большом пространстве. За дувалами глиняные домишки с плоскими крышами. Жидкая, пыльная зелень. Во всем селении четыре дерева. Белое здание школы, перед ним памятник Кирову. За селением дорога, наконец, сворачивает в сторону гор. До сих пор она двигалась параллельно им, пересекая лишь некоторые боковые отроги.
...Стены узкого ущелья образуют как бы громадные каменные ворота. Машина мчится между ними, и среди скал гулко отдается звук мотора.
Это начало Баянкольского ущелья. За тесниной приветливая зелень покрывает плавные контуры склонов широкой долины. Совсем близко от дороги толпятся, тесно прижавшись друг к другу, стройные тяньшанские ели. Их темные, мохнатые ветки спускаются до самой земли.
Деревья здесь растут только на северных склонах, необычайно четко оттеняя рельеф местности. Трава на склонах очень хорошая, и сочная — здесь казахи заготовляют сено. На лугу пасется стадо коров. Два теленка долго бегут по дороге перед машиной, не догадываясь свернуть в сторону...
Очередное дорожное происшествие: во время переезда моста через один из притоков реки, вдруг — громкий треск, и машина резко наклоняется на бок. Мелькает мысль: вот сейчас машина перевернется и все упадут в реку. Но все обходится благополучно. Машина успела выехать передними колесами на безопасное место, провалились лишь задние колеса. Начинаются обычные в таких случаях разгрузка и вытаскивание автомобиля на руках.