Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Сентябрь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 4 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Подкупает Е. З. Баранова у горцев нравственная чистота, честность, гордость, обходительность, общительность, гостеприимство. Но при оскорблении горец всегда постоит за себя. И все же, как дальше правильно он замечает, кровомщение в горах «не принимает» широких размеров и его нетрудно предупредить, склонив кровников к примирению.

    Примирителями враждующих и вообще судьями при разборе ссор, возникавших между горцами, обыкновенно являлись старцы, выбранные из наиболее почетных и уважаемых народом. «Их называют медиаторами (третейскими судьями) и решением их всегда остается довольна как та, так и другая сторона враждующих».

    Действительно, кровная месть в Балкарии уже не имела такого распространения, как у ряда других горских народов. Она была заменена системой выкупов. «Даже умышленное убийство, – замечал С. Давидович, – не подлежит преследованию, если родственники убитого помирятся с убийцей». И платили балкарцы обычно скотом, имуществом, землей, деньгами. Но чаще всего размер штрафа они определяли числом скота, что свидетельствует о значении и роли у них исторически скотоводческого хозяйства. Аналогичный факт зафиксировала у древних кельтских племен Е. В. Гутнова.

    Анализируя данные полевого этнографического материала в отношении кровных выкупов, можно заключить, что балкарцы требовали равноценную плату как за случайное, так и за преднамеренное убийство, хотя воспринимали эти факты по-разному. В одной из своих ранних публикаций мы уже приводили пример непреднамеренного (по неосторожности) убийства сыном Азнора Айдаболова своего молочного брата Гиляжи Зарашева. Виновная сторона в качестве платы за кровь отдала довольно большой сенокосный участок, но отношений вражды, какие бывают при умышленном убийстве, между этими фамилиями не было.

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Из описания свадебных обычаев интересны приезд родственников жениха за невестой в ее родительский дом, знакомство с новой родней, стремление их произвести на присутствующих благоприятное впечатление. Во время угощения они произносят тосты, демонстрируют красноречие, стараются показать свою смекалку, находчивость, мудрость, участвуют в разного рода состязаниях.

    Редко кто из авторов второй половины XIX века затрагивал вопросы, связанные с рождением и воспитанием детей. Баранов же, кроме того, останавливается и на отношении родственников к этому событию, на оказании помощи в процессе воспитания, на некоторых семейных праздниках и торжествах, обрядах, таких, как «курман-лыкъ» и «башикче салыу».

    Е. З. Баранов, находясь под влиянием В. Ф. Миллера, одного «из крупнейших исследователей устного народного творчества», записывал и печатал фольклорный материал. Из произведений устного народного творчества горских народов его внимание привлекали сказки и легенды. И большей частью его интересовали такие, в которых отражались мудрость народа и его жизненный опыт. Фольклорные тексты, собранные и напечатанные им, дают возможность современным ученым не только провести анализ фольклорного наследства балкарцев, но и проследить их историко-культурные связи с соседними народами.

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Не по силам оказалось путешественнику и уяснение проблемы землепользования в Гунделене. Конечно, он видел, что в связи с топографией местности расположение пахотных участков здесь было сложным – чересполосным. Участки виднелись на холмах, в ложбинах, даже в оврагах. Земельные угодья напоминали умышленно искаженные геометрические фигуры. Если бы Соборнов попытался определить принадлежность этих участков, то выяснилось бы, что некоторым хозяевам принадлежало по одной, две, а то и по три небольшие делянки.

    Владельцы уже разделенной земли по установившемуся порядку имели право в своих интересах обмениваться участками, и при этом сход не мог запретить это. Однако во всем остальном семьи села зависели от общины, поскольку земля считалась ее собственностью.

    А получалось так в связи с периодическими переделами пахоты в этом образовавшемся после крестьянской реформы селе на основе выделенного государством определенного количества земельного фонда.

    М. Ковалевский систему периодических переделов не считал самой архаической формой землевладения, а наоборот – «сравнительно позднего происхождения». Земельная собственность в отличие от родовой и патронимической, характерной для специфического горного хозяйства, в данном случае представляла собой временное владение.

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Мисост Абаев (он же Горец) в легенде об образовании Балкарского общества, напечатанной в газете «Каспий» (1899, № 2, с. 2), писал, что сословие патриархальных рабов в нем появилось за счет «взятых в плен от неприятеля, украденных и купленных, в числе их были имеретины, сванеты, осетины, чеченцы, кумыки, кабардинцы и даже попадались русские из беглых солдат».

    Миграции населения и образованию новых фамилий из представителей соседних народов способствовало патриархальное рабство.

    От балкарского узденя Магомета Темирханова в 1844 году бегут в Коголкино (ныне Урух) М. Хашаев, а в дигорские села М. Тандуев, К. Шангуров и З. Тамазаев.

    По документу «Предписание начальника Центра Кавказской линии Эристова приставу балкарских пародов Хоруеву об удержании крестьянина Хуболова в холопстве у таубия Абаева до выкупа» от 1849 года видно, что некий Салат Хуболов, осетин по происхождению, 25 лет назад был куплен Муртазали Абаевым у дигорских старшин Туганова и Кубатиева.

    В феврале 1849 года хорунжий Афанасьев купил у чегемца Казн Балкарукова сванского мальчика, проданного Балкарукову несколько ранее сванскими князьями.

    В декабре 1860 года от жителя Черекского ущелья Эльмырзы Мисирова бежит в Куртатинское ущелье крепостной Шабей.

    Н. Ф. Грабовский в своей статье «Привилегированные сословия Кабардинского округа» (Тифлис, 1870, вып. 3, с. 7) рассказывает, что оскорбление князя считалось у жителей Кабардинского округа «большим преступлением» и что даже в 70-е годы XIX века виновные бежали к «соседним племенам целыми семействами».

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    В работе «Пять горских обществ Кабарды» Н. П. Тульчинский отмечает, что балкарцы живут большесемейными коллективами, управляемыми старшими по возрасту. Выделяет автор положение старшей женщины в семье, с которой считаются все мужчины и даже глава семьи. Но он, что характерно для многих наблюдателей жизни и быта дореволюционной Балкарии и Северного Кавказа, не понял, в чем суть выражения поклонения старшему поколению, что молодежь видела и всячески ощущала доброе и участливое отношение к ней «отцов и дедов», ценила их за то, что они живут «ради детей и для детей». Неискушенному человеку, путешественнику или туристу, чаще всего не знавшему и не понимавшему обычаев, не чувствовавшему психологии народа, казалось, что молодежь здесь слепо подчиняется старшим. И то, что мы называем большую балкарскую семью «отцовской», вовсе не означает, что она основывалась на голом деспотизме, исключавшем уважительное отношение членов ее друг к другу, понимание чувств, мыслей и желаний каждого, игнорировала человека как личность.

    Н. П. Тульчинский, в общем-то верно объясняя причины исчезновения больших семей социально-экономическим развитием общества, считал, что в этом не последнюю роль играли и женщины, обычно редко уживавшиеся в большесемейном коллективе, и разногласия братьев, имевших разный количественный состав своих семей. По мнению автора, разделы тяжело сказывались на материальном состоянии крестьянских семей.

    Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015