Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Не по силам оказалось путешественнику и уяснение проблемы землепользования в Гунделене. Конечно, он видел, что в связи с топографией местности расположение пахотных участков здесь было сложным – чересполосным. Участки виднелись на холмах, в ложбинах, даже в оврагах. Земельные угодья напоминали умышленно искаженные геометрические фигуры. Если бы Соборнов попытался определить принадлежность этих участков, то выяснилось бы, что некоторым хозяевам принадлежало по одной, две, а то и по три небольшие делянки.

    Владельцы уже разделенной земли по установившемуся порядку имели право в своих интересах обмениваться участками, и при этом сход не мог запретить это. Однако во всем остальном семьи села зависели от общины, поскольку земля считалась ее собственностью.

    А получалось так в связи с периодическими переделами пахоты в этом образовавшемся после крестьянской реформы селе на основе выделенного государством определенного количества земельного фонда.

    М. Ковалевский систему периодических переделов не считал самой архаической формой землевладения, а наоборот – «сравнительно позднего происхождения». Земельная собственность в отличие от родовой и патронимической, характерной для специфического горного хозяйства, в данном случае представляла собой временное владение.

    В начале нашего века в связи с разделами больших семей количество земельных участков увеличивалось, а размеры их соответственно уменьшались.

    В разделах семей в Гунделене принимали участие и представители власти (старшина, один из его помощников и мулла), так как разделы непосредственно затрагивали интересы общинников.

    Сущность передела земли состояла в том, что перед каждым новым сезоном путем жеребьевки происходил пересмотр земельного фонда. Один и тот же участок каждый новый год попадал, как правило, другому хозяину. С учетом этого и если прибавить сюда игнорирование правильного порядка севооборота и полеводства, то можно представить, как хищнически истощались почвы.

    Передел земли производился примитивными средствами (участки измерялись веревкой, а границы определялись колышками) специально выбранными сходом медиаторами, хорошо знавшими сельские земли, при участии глав семейств.

    На протяжении очерка А. Соборнов не раз восхищается гостеприимством гунделеновцев: «Когда вы приезжаете к горцам, то в сакле, в которой вы останавливаетесь, перебывает почти весь аул (за исключением, впрочем, женщин), и старый, и малый считает своим долгом посетить вас; придет к вам в саклю горец, скажет приветствие на горском наречии, станет у стенки, у дверей, стоит и смотрит на вас. Любимый возглас гунделеновцев – это: – Ой, аллах, аллах!..»

    Редко кому из путешественников и исследователей удавалось увидеть в Балкарии традиционные и религиозные праздники. Пребывание же Соборнова в Гунделене как раз совпало с такими мусульманскими праздниками, как «Ночь всемогущая» и «Уход белок в их норы».

    Путешественник посещал также близлежащие коши, знакомился с чабанами и пастухами, старался выяснить роль кошей в жизни местного населения.

    К сожалению, очерк Александра Соборнова, насыщенный разнообразными этнографическими материалами, по воле случая, оставался долгое время вне поля зрения ученых и читателей.

    О жизни балкарских сел в самом конце прошлого и начале нашего века можно прочитать немало интересного в публикациях И. Акинфиева, А. А. Долгушина, И. Змайловой, С. Меч, П. П. Надеждина, И. И. Пантюхова, Л. Петрова, С. Полюшкина, Н. Н. Рашевского, К. Саввич-Заблоцкого, Н. Тавлинова.

    Результатом «служебной поездки» в Урусбиевское общество явился путевой очерк М. А. Иванова, который он начал следующими словами: «Добытые в этой поездке сведения и не изгладившиеся еще из памяти впечатления дают мне возможность сделать краткий очерк этого интересного уголка Северного Кавказа, заброшенного среди гор, почти у самого подножия исполина Эльбруса».


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 7
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 2


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019