Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Из описания свадебных обычаев интересны приезд родственников жениха за невестой в ее родительский дом, знакомство с новой родней, стремление их произвести на присутствующих благоприятное впечатление. Во время угощения они произносят тосты, демонстрируют красноречие, стараются показать свою смекалку, находчивость, мудрость, участвуют в разного рода состязаниях.

    Редко кто из авторов второй половины XIX века затрагивал вопросы, связанные с рождением и воспитанием детей. Баранов же, кроме того, останавливается и на отношении родственников к этому событию, на оказании помощи в процессе воспитания, на некоторых семейных праздниках и торжествах, обрядах, таких, как «курман-лыкъ» и «башикче салыу».

    Е. З. Баранов, находясь под влиянием В. Ф. Миллера, одного «из крупнейших исследователей устного народного творчества», записывал и печатал фольклорный материал. Из произведений устного народного творчества горских народов его внимание привлекали сказки и легенды. И большей частью его интересовали такие, в которых отражались мудрость народа и его жизненный опыт. Фольклорные тексты, собранные и напечатанные им, дают возможность современным ученым не только провести анализ фольклорного наследства балкарцев, но и проследить их историко-культурные связи с соседними народами.

    К сожалению, не все публикации Баранова еще обнаружены, неизвестны нам и все его псевдонимы. Однако даже общее знакомство с его наследием говорит о том, что Баранов интересовался и настойчиво и упорно изучал материальную и духовную культуру, законы и обычаи местных народов, заботился о сохранении памятников их устного народного творчества, понимая, что именно фольклор в связи с отсутствием у балкарцев и кабардинцев письменности менее защищен от вызывающих разрушение сил времени.

    Восьмого июля 1895 года в г. Владикавказе была организована экспедиция в Баксанское ущелье в составе восьми человек. В нее входили учителя и преподаватели Владикавказской гимназии, Владикавказского, Шушинского и Кисловодского женских училищ. «Предпринимая эту поездку, участники имели в виду внимательно пройти долины, ущелья, горы, перевалы, осмотреть ледники и леса, побывать в аулах, с целью более наглядного ознакомления со всеми особенностями заранее намеченного нами уголка Кавказа, а именно Баксанского ущелья и ледника Азау», – писал впоследствии один из руководителей этой экспедиции И. Леонтьев.

    Из довольно большого географо-этнографического очерка Леонтьева нас заинтересовали две главы – «Урусбиевский аул» и «Очерки жизни и быта урусбиевцев». Автор дает одно из этимологических объяснений слова «урусбий» как «русский князь», что близко к легенде о фамилии Урусбиевых. Рассказывают, что «такое название получил аул от Чепелла (Чопеллеу – А. М.) и его сына Исмаила Урусбиевых». Но, к сожалению, И. Леонтьев не поинтересовался у жителей села об истории заселения верховьев Баксана.

    Путешественник, судя по очерку, старается ближе познакомиться с семейными и общественными отношениями жителей ущелья. Однако не со всеми его мыслями, выводами и утверждениями можно согласиться. Так, в очерке можно прочитать следующие строчки: «Изредка муж бьет свою жену. Отец и мать жестоко бьют детей». А восемью годами раньше Н. Харузин объяснял тяжелое положение балкарской женщины тем, что ей приходится при встрече с посторонними мужчинами отворачиваться.

    Большинство же литературных источников и воспоминания старожилов, основывавшихся на серьезных фактологических материалах, свидетельствуют о противоположном.

    С. Ф. Давидович, посетивший Шашбоват, Гижгит, Чилмас, Н. Губасанты и Ичкулиль, сделал вывод о том, что женщина здесь в сравнении с «другими мусульманскими обществами» находится в привилегированном положении и что ей не знакома «оглоблевая наука».

    А по данным Н. А. Караулова, «у болкар довольно сильно развито чувство любви мужчины к женщине, которая пользуется большим уважением, но при людях ее ласкать и оказывать ей внимание не принято. Муж при чужих, по обычаю, как бы не замечает своей жены, но наедине болкары очень внимательны к женам».


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного
  • О Балкарии и балкарцах. Хранители народной памяти
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 8
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019