Из описания свадебных обычаев интересны приезд родственников жениха за невестой в ее родительский дом, знакомство с новой родней, стремление их произвести на присутствующих благоприятное впечатление. Во время угощения они произносят тосты, демонстрируют красноречие, стараются показать свою смекалку, находчивость, мудрость, участвуют в разного рода состязаниях.
Редко кто из авторов второй половины XIX века затрагивал вопросы, связанные с рождением и воспитанием детей. Баранов же, кроме того, останавливается и на отношении родственников к этому событию, на оказании помощи в процессе воспитания, на некоторых семейных праздниках и торжествах, обрядах, таких, как «курман-лыкъ» и «башикче салыу».
Е. З. Баранов, находясь под влиянием В. Ф. Миллера, одного «из крупнейших исследователей устного народного творчества», записывал и печатал фольклорный материал. Из произведений устного народного творчества горских народов его внимание привлекали сказки и легенды. И большей частью его интересовали такие, в которых отражались мудрость народа и его жизненный опыт. Фольклорные тексты, собранные и напечатанные им, дают возможность современным ученым не только провести анализ фольклорного наследства балкарцев, но и проследить их историко-культурные связи с соседними народами.
К сожалению, не все публикации Баранова еще обнаружены, неизвестны нам и все его псевдонимы. Однако даже общее знакомство с его наследием говорит о том, что Баранов интересовался и настойчиво и упорно изучал материальную и духовную культуру, законы и обычаи местных народов, заботился о сохранении памятников их устного народного творчества, понимая, что именно фольклор в связи с отсутствием у балкарцев и кабардинцев письменности менее защищен от вызывающих разрушение сил времени.
Восьмого июля 1895 года в г. Владикавказе была организована экспедиция в Баксанское ущелье в составе восьми человек. В нее входили учителя и преподаватели Владикавказской гимназии, Владикавказского, Шушинского и Кисловодского женских училищ. «Предпринимая эту поездку, участники имели в виду внимательно пройти долины, ущелья, горы, перевалы, осмотреть ледники и леса, побывать в аулах, с целью более наглядного ознакомления со всеми особенностями заранее намеченного нами уголка Кавказа, а именно Баксанского ущелья и ледника Азау», – писал впоследствии один из руководителей этой экспедиции И. Леонтьев.
Из довольно большого географо-этнографического очерка Леонтьева нас заинтересовали две главы – «Урусбиевский аул» и «Очерки жизни и быта урусбиевцев». Автор дает одно из этимологических объяснений слова «урусбий» как «русский князь», что близко к легенде о фамилии Урусбиевых. Рассказывают, что «такое название получил аул от Чепелла (Чопеллеу – А. М.) и его сына Исмаила Урусбиевых». Но, к сожалению, И. Леонтьев не поинтересовался у жителей села об истории заселения верховьев Баксана.
Путешественник, судя по очерку, старается ближе познакомиться с семейными и общественными отношениями жителей ущелья. Однако не со всеми его мыслями, выводами и утверждениями можно согласиться. Так, в очерке можно прочитать следующие строчки: «Изредка муж бьет свою жену. Отец и мать жестоко бьют детей». А восемью годами раньше Н. Харузин объяснял тяжелое положение балкарской женщины тем, что ей приходится при встрече с посторонними мужчинами отворачиваться.
Большинство же литературных источников и воспоминания старожилов, основывавшихся на серьезных фактологических материалах, свидетельствуют о противоположном.
С. Ф. Давидович, посетивший Шашбоват, Гижгит, Чилмас, Н. Губасанты и Ичкулиль, сделал вывод о том, что женщина здесь в сравнении с «другими мусульманскими обществами» находится в привилегированном положении и что ей не знакома «оглоблевая наука».
А по данным Н. А. Караулова, «у болкар довольно сильно развито чувство любви мужчины к женщине, которая пользуется большим уважением, но при людях ее ласкать и оказывать ей внимание не принято. Муж при чужих, по обычаю, как бы не замечает своей жены, но наедине болкары очень внимательны к женам».