Надо измерить линейкой на плане все стороны многоугольника, результаты измерений сложить и сумму разделить на 100. Если число в частном получилось меньше невязки, значит, ошибка небольшая.
Невязку надо разбросать по всем углам обоснования, или, как говорят топографы, увязать полигон, то есть полученный многоугольник.
Ребята разбросали невязку следующим образом. Они провели в нижней части планшета, где имелось свободное место, прямую линию и отложили на ней в уменьшенном масштабе (в 1 см 40 м) все расстояния между точками, начиная от начальной точки 1 и кончая последней — 1а. В конце отрезка последней линии 1а восстановили перпендикуляр, равный невязке, и конец его соединили с точкой 1. У них получился прямоугольный треугольник. Восстановили перпендикуляры и из всех промежуточных точек: 2, 3 и т. д. Все треугольники оказались подобными.
Потом провели из всех точек многоугольника отрезки — линии, параллельные линейной невязке, но направленные в противоположные невязке стороны. Величина каждого из этих отрезков равна длине соответствующего катета. Соединили концы этих отрезков прямыми, а прежние линии стерли.

Таким образом получился новый увязанный многоугольник, или, как говорят топографы, полигон.
Затем Юрий со знанием дела поясняет ребятам, что нанесение на планшет угловых точек участка и соединение их линиями еще далеко не план. Это что-то вроде каркаса, на котором «потом изображаются все подробности.
Чтобы составить план, по которому каждый смог бы читать, как по книге, надо изобразить на нем местность, как можно более похожую на действительную.
И ребята наносят на планшет подробности снимаемой местности: деревья, кустарники, болотце, реку, контур леса.
Эту работу они начинают от вешки 1. Как и прежде, ориентируют планшет. Но теперь уже не по магнитной стрелке компаса, а по ранее нанесенным на планшет пунктам.
Делают они это так. Кладут на планшет по линии между точками 1 и 2 визирную линейку и поворачивают его до тех пор, пока линия визирования попадет на вешку 2. Так можно ориентировать планшет на каждом углу обоснования.
Поскольку линия 1—2 идет параллельно реке, с нее ребята решают заснять и полянки, которые находятся на противоположном берегу.
Съемка предметов ведется способом засечек. Не сходя с места, ребята поочередно визируют и прочерчивают направления на все предметы, видимые с этой точки. В том числе и на другом берегу реки.
Но расстояния по ходовой линии для вторичного визирования на те же предметы отмеряются разные. Чем дальше предмет, тем больше берется расстояние.
Те предметы, которые нельзя было заснять с линии 1—2, снимали с других линий многоугольника.
Одновременно со съемкой подробностей внутри многоугольника наносили на план контур леса, замыкающего со всех сторон поляну. Там, где зеленая стена подходила к ходовой линии близко — на 3—5 м, расстояние до нее определялось на глаз. А в некоторых местах приходилось восстанавливать к нему от линии ходов перпендикуляры и измерять расстояние ковыльком.
Съемка закончена. Планшет вдоль и поперек испещрен линиями, номерами, точками, какими-то загадочными пометками.
Теперь нужно стереть все вспомогательные линии:
линии ходов, засечек, перпендикуляров, ненужные пометки. Затем обвести контуры болотца, рощи, зарослей кустарников, реку, стараясь придать им форму, соответствующую действительным.
Но, конечно, этот план еще составлен начерно. Дома его надо вычертить тушью на плотной бумаге.