Народы нашей страны оказали чистосердечную и братскую помощь возвращавшимся чеченцам и ингушам. В 1957—1958 гт. на восстановление личных хозяйств Советское правительство выделило 360 миллионов рублей. Много было сделано для строительства и восстановления колхозов и совхозов, в которых предстояло работать вернувшимся в республику чеченцам и ингушам. Была создана целая система льгот, которая обеспечивала защиту интересов возвращавшихся народов. Расширялась и промышленная база республики с целью обеспечения рабочими местами возросшего населения республики.
Чечено-Ингушетия уверенно идет по пути обновления в братской семье народов России. И в наши дни чувство семьи единой свято в сердце тружеников республики. Когда на землю древней Армении обрушилась страшная трагедия, подземные удары невиданной силы отозвались в домах жителей Чечено-Ингушетии. Тысячи людей сдали свою кровь. Эшелоны, автопоезда, спецрейсы самолетов немедленно устремлялись в районы бедствия, доставляя туда медикаменты, палатки, продовольствие, топливо, спасательную технику, специалистов.
На тернистом и долгом пути из прошлого в будущее народы многонациональной страны постоянно шли вперед, что бы с ними ни происходило. И именно этот позитивный опыт поступательного развития, осваиваемый с позиций уроков исторической правды и практики интернационализма, является мощным средством истинного познания про-цессов в Чечено-Ингушетии.
На Северном Кавказе на протяжении всей многовековой истории складывались подлинно народные, одухотворенные высокими гуманистическими идеалами, обычаи и традиции. Интересно, что многие путешественники, побывавшие в Чечено-Ингушетии, не замечали особых различий в образе жизни, быте и других сторонах жизнедеятельности северо-кавказских народов. Так, А. Дюма-отец, которому трудно отказать в тонкой наблюдательности, не сумел провести резко очерченной грани между исконными жителями Кавказа и русскими казаками. Все кавказцы, независимо от их национальной принадлежности — чеченцы и терские каза-ки, ингуши и черкесы, — представляются писателю как некий сформировавшийся тип человека — щедрого хлебосола и верного, скромного товарища.
Предки чеченцев и ингушей издавна жили в тесном общении и дружбе с русским и другими кавказскими народами. Нить такого дружеского общения не прерывалась даже в годы жесточайшего разгула религиозного фанатизма в имамате Шамиля. Эта дружба, стремление к добрососедским отношениям со всеми народами вытекали из всей системы мировоззрения, национальной психологии чеченского и ингушского народов.
Взять хотя бы такой широко распространенный среди чеченцев и ингушей обычай, как побратимство. Он функционировал не только среди вайнахов, а распространялся и на представителей любой народности. Поэтому устное творчество чеченцев и ингушей в ярких художественных образах рисует героев-побратимов: чеченцев, ингушей, русских, грузин, кабардинцев, кумыков и т. д. Побратимы всегда были верны дружбе, вместе делили радости и горе. Эти отношения переходили из поколения в поколение.
В русской дореволюционной литературе, как исторической, так и художественной, обычай побратимства известен как куначество. Этот обычай высоко ценил и всячески поддерживал великий писатель JI. Н. Толстой. Известна, в частности, трогательная дружба и куначество писателя с чеченцем Садо Мисербиевым. У писателя есть рассказ «Кунаки», написанный им на основе действительно имевшего в 1846 году место факта.
Одной из древних традиций чеченцев и ингушей является патриотизм. В дореволюционном прошлом в формировании традиции патриотизма огромную роль играли различные социальные факторы.
Для чеченца и ингуша любовь к родному краю — это любовь к величественной и суровой красоте гор, буйному Тереку, прозрачным водам Аргуна, пенящимся в горных теснинах. Чувство «малой» родины — это чувство патриотизма каждого солдата, каждого гражданина.
Однако надо иметь в виду, что у патриотизма есть своя противоположность. Искаженное понимание истинно патриотического может вылиться в национализм, шовинизм, национальное чванство, кичливость и национальный эгоизм.