|
 |
Сделайте «водоем» в комнате |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
 |
 |
Наша экскурсия на водоем подходит к концу. Много нового вы узнали о жизни водоема. Теперь нужно составить коллекции.
Как обрабатывать насекомых, вы уже знаете. Помните, что для сохранения в сухом виде личинок и других животных с большим и мягким брюшком, надо удалить у них все внутренности.
Для этого разрежьте лезвием брюшко и вставьте в разрез несколько трубочек, свернутых из промокательной бумаги. Когда бумага впитает лишнюю жидкость, удалите ее, прорежьте кишку с переднего и заднего концов и осторожно вынимайте пинцетом внутренности. После этого полости брюшка и груди очистите трубкой из промокательной или фильтровальной бумаги.
Придайте брюшку прежнюю форму, набив его скатанными комочками ваты. После этого края среза смажьте клеем и сожмите брюшко пинцетом.
Чтобы коллекция выглядела более интересной, а главное, чтобы она была полезной, смонтируйте животных и растения в таком виде, в каком они обитали в своей среде. Для этого сделайте «водоем», который, конечно, будет без воды.
Основание «водоема» — деревянная доска размером 30X60 см. Отступя от бортов 1 см, вырежьте по трем сторонам пазы шириной около 2 мм. В них вы вставите стекла.
Прибейте под прямым углом к длинной стороне основания, где нет паза, дощечку шириной 15 см Это будет задняя стенка.
Вырежьте стекла: одно для передней стенки, два для боковых и вставьте их в пазы. Ширина стекла 15 см плюс глубина паза. Одно боковое стекло вставьте после сборки «водоема».
Для прочности ящик по углам склейте полосками плотной бумаги. |
 |
 |
Растительность водоемов |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
 |
 |
На поверхности озера в тихой заводи плавают маленькие растеньица с круглыми листьями. Это ряска.
Зачерпните банкой до краев воды с этими растениями и рассмотрите их. Строение ряски очень простое: маленькая круглая лепешечка, от середины ее уходит в воду тоненький длинный хвостик с утолщением на конце.
По внешнему виду круглая лепешечка похожа на лист с отходящим от него корнем. Но это не лист. Это изменившийся стебель растения. Он выполняет и работу листа, и работу корня. А отходящий от этого листа хвостик вовсе не корень. Этот отросточек является не столько органом питания растения, сколько органом равновесия. Он прижимает плоский стебель к воде и не дает ряске перевернуться. А для растения это очень важно. Все питательные вещества она получает через нижнюю сторону лепешечки.
Большинство плавающих растений состоит из трех лепешечек: большая посредине, две поменьше по бокам. Маленькие лепешечки — дочерние ряски. Они образовались в выемках материнского стебля-лепешечки. |
 |
 |
Мир в капле воды |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
 |
 |
Многие водные организмы настолько малы, что они невидимы простым глазом или видимы очень плохо. Наблюдения за ними можно вести только под микроскопом.
В некоторых мелководных местах водоема вода имеет зеленоватый цвет. Почему? В этой воде обитает множество микроскопических организмов и растений.
Наберите во что-нибудь немного такой воды и разглядите ее в лупу. Вы заметите в воде маленькие зеленые шарики. Присмотритесь повнимательнее к этим шарикам, они все время движутся, вращаются.
У вас, конечно, создается впечатление, что эти шарики представляют собой отдельные организмы. Иначе бы они не передвигались.
Вооружившись микроскопом, вы различите отдельные частички, которые образуют стенки шарика. Эти частички окрашены в зеленый цвет и имеют по два жгутика, с помощью которых шарик передвигается. |
 |
 |
Наблюдения с лодки |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
 |
 |
Познакомившись с жизнью прибрежной полосы, займитесь наблюдением более глубоких мест.
Для этого вам понадобится лодка. С нее тоже интересно вести наблюдения. Но если глядеть в воду, перегнувшись через борт, многое не увидишь. Гладкая и блестящая поверхность воды мешает разглядеть мелкие подробности. А когда на воде хоть и небольшая рябь, то и вовсе ничего не увидишь. Но у вас есть водяное зеркало. С его помощью можно увидеть то, что не увидишь простым глазом.
Далеко от берега не забирайтесь. Самая хорошая видимость в водяное зеркало не глубже 1—1,5 м. Если вода в озере чистая, можно пользоваться зеркалом и на большей глубине.
Сначала привяжите ящик к лодке. Теперь опускайте ящик за борт, вдавливайте его в воду и, перегнувшись, смотрите через него.
Соблюдайте осторожность, чтобы не перевернуть лодку.
Прежде всего вы, конечно, обратите внимание на рыб. Их ведь легче всего заметить в воде. Одни из них стайками носятся возле поверхности, другие, не торопясь, плавают у самого дна. Постарайтесь по внешнему виду определить их названия. |
 |
 |
Жизнь водоемов. Другие обитатели водоёмов. |
Немного теории / Путешествия с детьми рядом с домом |
 |
 |
Если вы внимательно следили за жизнью в воде, то непременно заметили среди многочисленных мелких обитателей и довольно крупных представителей озера.
Вот из глубины, работая длинными ногами, поднимается на поверхность большой коричневый жук. По краям крыльев — желтая полоска. Вдруг он перевернулся головой вниз и повис, выставив из воды кончик брюшка — жук запасается воздухом.
Пока жук неподвижно висит, спешите его разглядеть. Это плавунец.
У жука гладкое тело, ни одного бугорка. Он живет в воде, и неровности будут создавать только лишнее сопротивление.
А форма тела? Плоская спина и выпуклое брюшко делают его похожим на широкую ладью.
Обратите внимание на задние ноги жука. Они приспособлены к жизни в воде: расширены наподобие весел и густо покрыты волосками.
Постарайтесь поймать сачком личинку плавунца. Посадите ее в банку с водой и пустите туда несколько мелких животных, выловленных из воды. Среди животных, плавающих между растениями, вы распознаете эту личинку по ее веретенообразной форме и большой сплюснутой голове. Если вам удастся поймать малька какой-либо рыбы, пустите и его в банку. |
 |
|
|