ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ, ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Так, для возраста 7–9 лет характерны недостаточное развитие мышечной силы; неустойчивость сердечной деятельности; несовершенство координации в силе и быстроте движений; большая эмоциональность и потребность в движении; быстрая утомляемость; недостаточность развития волевых и др. качеств; малый запас знаний о своих двигательных возможностях и способностях.
Для этой возрастной группы рекомендуются подвижные игры:
краткие по времени с бегом и прыжками, сопровождающиеся частыми передышками;
с поочередным участием играющих в движении;
с небольшим количеством правил (2–3);
хорового характера с музыкой и пением;
на ловкость, быстроту и точность движения, координацию и
меткость (их содержание ограничивается только точным выполнением определенных движений);
некомандные.
Например: «Классики», «Со скакалкой», «Волк во рву», «Два мороза», «К своим флажкам», «Заяц без логова», «Пустое место» и др.
Возраст 10–12 лет – увеличение функционального потенциала воспринимающей системы мозга, развитие тормозных функций и волевой сферы, нарастание мышечной массы сочетается с началом полового созревания и гормональной перестройкой. Наблюдается функциональная неустойчивость нервной и сердечнососудистой систем.
Игры в этом возрасте должны быть направлены на повышение организованности, дисциплинированности, активности, развитие уважения друг к другу, взаимопомощи и чувства ответственности перед коллективом.
Рекомендуются игры:
некомандные с бегом, прыжками и другими видами движений;
с метанием и ловлей малых и больших мячей;
с различными препятствиями;
с сопротивлением;
более простые игры, переходные к командным, командные игры;
с моментами соревнования в ловкости, меткости, быстроте, находчивости, сообразительности, смелости;
простейшие виды командных игр с простыми правилами и взаимодействиями играющих;
элементарные эстафеты;
игры на местности (с сохранением сюжетности).
Например: «Охотники и утки», «Пятнашки», «Невод», «Вызов», «Часовые и разведчики».
Возраст 13–15 лет: усиленный рост туловища; постепенное увеличение мышечной силы; неустойчивость сердечной деятельности и нервной системы из-за перестройки эндокринной системы; усиливается способность к отвлеченному мышлению, самостоятельной творческой деятельности; недостаточная устойчивость в выполнении сложных заданий; большая эмоциональность и возбудимость; быстрая утомляемость и смена настроения; у мальчиков в этом возрасте начинается половое созревание, у девочек–заканчивается.
Более типичны для этого возраста игры «переходные к командным» («Мяч на ловле»); «некомандные игры» с повышенными требованиями к поведению играющих; командные игры, эстафеты (встречные, круговые с усложненными действиями и взаимоотношениями играющих), различные варианты игр типа «Лапта»; игры на местности.
Рекомендуются игры:
с большим, чем ранее, напряжением;
с заданием – уложиться во времени («Перенести груз»); с сопротивлением («Тяни в круг», «Борьба за мяч»); с последовательным преодолением препятствий (эстафеты с препятствиями);
соревновательного характера; типа заданий («Переправа»); с метанием («Коршун»).
Возраст 16–18 лет: продолжается рост и развитие организма; не закончился процесс окостенения скелета; вес мальчиков увеличивается главным образом за счет повышения мышечной массы и роста костей; у девочек мышечная система, особенно мускулатура плечевого пояса, развивается медленнее, вес тела у них увеличивается за счет увеличения длины туловища, объема таза и жировых отложений; завершается формирование суставов; заканчивается половое созревание у мальчиков; повышается способность к абстрактному мышлению, анализу явлений, сознательному отношению к своим поступкам и действиям других; наблюдается неустойчивость поведения, большая впечатлительность. Рекомендуются игры: командные;
эстафеты (с преодолением полосы препятствий, борьбой, метанием, прыжками, лазанием и перелезанием); переходные к спортивным; на местности; на лыжах, коньках; водные. Например: «Перестрелка», «Мяч–ловцу», «Летучий мяч», «Ножной мяч в кругу».