ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ
При дозировании нагрузки в подвижных играх взрослых, особенно старших возрастов (от 40 лет и более), также необходимо учитывать физиологические особенности организма.
Изменения в костно-мышечном аппарате приводят к понижению упругости и эластичности связок, уменьшению легочной вентиляции, гибкости позвоночника, ограничению подвижности в суставах. Однако, регулярные и дозированные тренировки позволяют каждому развить силу мышц. Следует учитывать, что после 50 лет в значительной мере уменьшается способность организма приспосабливаться к физическим напряжениям. Характерные изменения претерпевает и сердечнососудистая система: понижение тонуса периферических сосудов, ослабление мышцы сердца, регуляции артериального давления и ритма сердечных сокращений. Особенности центральной нервной системы также налагают определенные ограничения в выборе тех или иных игровых ситуаций, поскольку в возрасте 40 лет и старше снижается быстрота реакции, повышается утомляемость и нарушается координация движений и т. д.
Безусловно, перечисленные выше возрастные физиологические особенности людей не обязательно должны все проявляться в каждом организме. Физкультурно-оздоровительные мероприятия (подвижные игры, в частности), тонизирующие и стимулирующие работу всех органов и систем, способствуют нормализации их деятельности. Они оказывают положительное действие на нервную систему, тренируют ее, укрепляют тонус.
Особенно важно воздействие физкультурно-оздоровительных мероприятий на деятельность сердечнососудистой системы, на различные виды обмена и кислородную задолженность организма.
Положительное влияние физкультурно-оздоровительные мероприятия оказывают на суставы; они предупреждают образование тугоподвижности в суставах, способствуют сохранению внешне красивой формы, увеличению твердости и объема мышц, их растяжимости, улучшают амплитуду, размах движений в суставах.
Подвижные игры для людей среднего и старшего возрастов (от 40 лет и старше) целесообразно применять для нейтрализации негативных возрастных особенностей. Их использование может оказать содействие в укреплении памяти, внимания, быстроты реакции и координации движений.
Исходя из этого, подвижные игры для взрослых можно подразделить:
1. Игры, требующие быстроты выполнения игрового действия от каждого играющего.
Играющие выполняют одно оговоренное условиями игровое действие в ответ на один сигнал. («Гонка мяча», «Перемена мест», «Передача мяча в шеренгах», «Сядь на скамейку», «Передал – садись», «Возьми предмет», «Пустое место», «Бег тройками», «Бег вокруг скамеек», «Круговая охота»);
2. Игры, требующие дифференцирования сигналов и выполнения соответствующего данному сигналу действия.
Характерным для них является предъявление игрокам нескольких сигналов и соответствующих им заданий. Обусловив все сочетания, руководитель игры показывает один из сигналов и игроки должны выполнить соответствующее этому сигналу действие, исключив все остальные («Задание с мячом и булавой», «Смотри водящего», «Запомни свой цвет»);
3. Игры, требующие запоминания и осуществления по памяти ряда последовательных действий.
Они характеризуются многовариантностью осуществления игровой деятельности. Примером могут служить эстафеты, содержание которых состоит из ряда последовательных действий с предметами («Бег за водящим», «Бег с мячом», «Бег с мячом и обручем»);
4. Игры, требующие выполнения, целенаправленных действий в усложненных условиях.
Основное в них – достижение поставленной цели – требует осуществления сложного действия или ряда сложных действий. Например: сбить булаву, окруженную шестью булавами; поймать мяч, брошенный через веревку, натянутую на высоте 2 м, после 1 удара мяча об пол и т. п. («Встречная эстафета», «Поймай мяч», «Передача мяча», «Задания с теннисными мячами»);
5. Игры, требующие соразмерения своих усилий в пространстве:
1) игры, в которых игроки находят «свое место» или «своего капитана» – некомандные игры;
2) игры, в которых осуществляется соприкосновение с противником – командные игры. Игровые действия совершаются небольшом пространстве, и игрокам приходится направлять свои действия и соразмерять усилия в быстро меняющейся обстановке при изменении положения игроков в пространстве («Подвижная цель», «По сигналу на свои места», «Не дай сбить булаву»,«Пятнашки мячом», «Мяч капитану», «Хоккей руками»);
6. Игры с малой физической нагрузкой и значительным снижением требований к вниманию.
Играющие выполняют броски, толкание мяча в положении сидя, лежа, в разных построениях.
Игры данной группы предлагается проводить после сложной подвижной игры. Например:
1. Сидя по кругу, передача 1–3 мячей партнерам:
а) бросками левой, правой, двумя руками;
б) перекатывание мяча по полу левой, правой рукой;
в) перекатывание мяча левой, правой, двумя ногами;
- Упор стоя на коленях, передача мяча ударом колена левой или правой ноги;
- Лежа на животе, броски мяча через голову, захватив его между стоп.
Детские подвижные игры, отбираемые для использования взрослыми играющими, должны удовлетворять следующим условиям:
- Содержание игры должно заключать в себе решение поставленных задач (в данном случае перечисленных выше);
- Физическая нагрузка, связанная с общим объемом движений и темпов их выполнения, не должна превышать функциональных возможностей сердечнососудистой системы взрослого человека;
- Игровое действие должно получить соответствующее оформление (исключая игры с условным перевоплощением игроков в образы животных).
Все изменения в правилах, которые необходимо произвести с детскими подвижными играми, можно свести к следующему:
1) усложняются игры с примитивным и легко выполнимым заданием;
2) упрощаются чрезмерно сложные игры или действия играющих оцениваются меньшими требованиями к качеству выполнения;
3) в игры с выбором сигнала и действия с целью уменьшения напряженности и темпа игры вводятся дополнительные правила – не учитывать скорости выполнения, учитывать ошибки и др.;
4) в соревновательных играх ограничивается игровая площадка и не предлагаются сложные действия;
5) в играх с различной степенью активности игроков, чаще заменяется игрок, выполняющий ведущую роль.
Наблюдения показывают, что взрослые увлекаются игрой иначе, чем дети, и что в играх с малой плотностью игровых действий возникает чувство бесцельно уходящего времени. Это вызывает у играющих отрицательное отношение к таким играм. Такое же отношение возникает как к чрезмерно сложным играм (эстафеты, включающие более 3 условий), так и к слишком простым, так как они не доставляют удовольствия. Наибольшее удовольствие вызывают игры, отличающиеся элементами новизны. Взрослым не свойственно длительное увлечение одной игрой, они охотно пробуют свои силы в новых игровых условиях, их увлекает сам процесс игры, в которой можно испытать свои силы, способности и двигательные навыки.