Игры-эстафеты, командные игры
«Защита укрепления» (булав, кеглей). Играющие встают по кругу на расстоянии вытянутых рук или немного больше. Перед их носками на полу (земле) чертится круг, в центре которого ставится укрепление из 3 палок, связанных вверху. Треножник желательно обвести чертой. Выбирается водящий, который встает в середину круга для защиты укрепления. У стоящих по кругу – волейбольный мяч.
По установленному сигналу играющие начинают сбивать мячом укрепление. Защитник (водящий) закрывает укрепление, отбивая мяч руками и ногами. Игрок, которому удастся сбить укрепление, меняется местом с защитником.
Играющим нельзя заходить за черту круга. Защитник не имеет права держать укрепление руками. Если укрепление сдвинуто мячом с места, но не упало, защитник продолжает охранять его. Если защитник сам свалит укрепление, то на его место идет игрок, у которого в этот момент окажется мяч. Игра продолжается установленное время. «Эстафета с лазаньем и перелезавшем». На расстоянии 10 м от гимнастической стенки параллельно ей ставится бревно на высоте 1 м.
Играющие делятся на 2–4 команды и выстраиваются в колонны по одному. Между колоннами 1–2 шага. Перед играющими чертится линия старта. Около стенки кладутся маты.
По команде руководителя первые игроки в командах бегут до бревна, перелезают через него, подбегают к гимнастической стенке, влезают по ней, касаются верхней рейки, спускаются вниз (не спрыгивая), вторично перелезают через бревно, подбегают к впереди стоящим в своих колоннах и касаются их руки. Те проделывают то же и т. д.
Игра продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до начинавших игру. Побеждает команда, раньше закончившая игру и получившая меньше штрафных очков.
«Тяни в круг». Посредине площадки чертят 2 круга (один в другом) диаметром 1 и 2 м. Все играющие окружают большой круг, крепко держась за руки.
По указанию руководителя играющие начинают двигаться по кругу вправо или влево, не отпуская соединенных рук. По свистку игроки останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук. Играющие, спасаясь, стремятся перепрыгнуть большой круг, чтобы попасть в малый, или перешагнуть через него, но так, чтобы не разъединить руки. Попавший в большой круг хотя бы одной ногой выходит из игры. Затем играющие опять берутся за руки и по сигналу продолжают игру.
Игроки, разъединившие руки во время перетягивания, выходят из игры оба. Игроки, ни разу не втянутые в круг, считаются победителями.
«Навстречу противнику». На площадке параллельно лицевым линиям на расстоянии 2–3 м от них чертятся линии «домов». Расстояние между линиями домов 20–40 м. Играющие делятся на 2 равные команды, и каждая выстраивается в шеренгу за линией дома. Таким образом, обе команды стоят лицом друг к другу на расстоянии 20–40 м. Каждая команда имеет условное название – «Вымпел», «Стрела». Руководитель встает в середине у боковой черты.
Руководитель объявляет: «Команды, в поле шагом марш!» Обе команды идут строем навстречу друг другу. По сигналу (одному свистку) команда «Вымпел» поворачивается и убегает к себе в дом (за линию). По другому сигналу (двум свисткам) убегает команда «Стрела». При этом другая команда ловит противника до черты их дома. Пойманные подсчитываются, а затем отпускаются и продолжают играть за свою команду. Так играют 5–8 раз, после чего подсчитывается общее количество пойманных в командах. Побеждает команда, поймавшая большее количество игроков за одинаковое количество игр.
«Колесо». Выбирается один водящий, остальные разделяются на 4–6 групп, равных по количеству. Каждая группа строится по одному лицом к центру; колонны располагаются как спицы колеса. Водящий стоит в стороне.
Водящий бежит вокруг колеса, дотрагивается до игрока, стоящего последним в любой колонне, и задерживается около него. Игрок, к которому прикоснулся водящий, слегка ударяет стоящего перед ним, тот передает легкий удар дальше, и так до впереди стоящего игрока. Почувствовав прикосновение, впереди стоящий игрок в колонне говорит «Хоп!» и бежит справа или слева вдоль своей колонны, выбегает за колесо и, обегая его, стремится быстрее вернуться на свое место. Все (в том числе и водящий), стоящие в его колонне, бегут за ним, по пути обгоняя друг друга, чтобы не остаться последним. Когда все играющие вернутся на место, игрок, оказавшийся последним в спице, становится водящим, и игра продолжается.
«Эстафета с преодолением препятствий».
Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются в колонны по одному параллельно одна другой на расстоянии 3 м одна от другой. Перед носками впереди стоящих проводится стартовая черта, а в 5–б м от нее чертятся 2 параллельные черты, образующие коридор шириной 1–1,5 м. За дальней линией коридора против каждой команды кладут 2 мата. Далее на расстоянии 5–7 метров от матов ставят 2 стойки напротив команд. На стойки натягивают веревочку для прыжков на высоте до ПО см, а за ней 2 мата для приземления (рис. 17).
По сигналу руководителя впередистоящие бегут вперед, перепрыгивают через нарисованный коридор, бегут дальше, выполняют прыжок в высоту через верёвочку, приземляются на маты и возвращаются обратно в свою колонну, где касаются рукой впереди стоящего. То же выполняют очередные игроки. Прибежавший встает в конец колонны, и все делают полшага вперед, чтобы впереди стоящий был всегда у стартовой линии.
Играют установленное время или до определенного количества очков.

Правила.
1. Игроки не должны выходить за стартовую черту. Вышедший за черту навстречу возвращающемуся игроку получает штрафное очко.
2. Преодолевая препятствие, нельзя заступать за черту коридора и при прыжке задевать веревочку. Допустивший ошибку получает штрафное очко.
«Подвижная цель». Играющие строятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертится окружность. Играющие получают волейбольный мяч. Выбирается водящий, который идет в середину круга.
Играющие, перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего. Водящий, спасаясь от мяча, бегает, прыгает, увертывается в круг. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местами-
Продолжительность игры 5–7 минут.
«Защищай товарища». Построение то же, что и в предыдущей игре, только в середину круга идут двое водящих. Один из них защищает другого от попадания в него мячом. Защищает и руками, и ногами, и всем корпусом. Если защита не удалась, то оба игрока меняются местами с тем, кто попал в водящего, и с тем, кого он выберет себе в защитники.