Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Сентябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 

    Численность группы. Немного теории / Руководителю тургруппы

        Приглашая туристов к участию в предполагаемом путешествии, руководитель будущей группы должен подумать над тем, какое количество участников, по его мнению, будет являться наиболее оптимальным, способствующим успешному выполнению основной цели путешествия, соответствующим условиям преодоления «ключевых» естественных препятствий, степени туристской освоенности района путешествия, категории сложности маршрута, удаленности от населенных пунктов и, отсюда, возможности доставки (выезда) туристов к начальному (с конечного) пункту маршрута, наличию туристских средств передвижения (байдарки, плоты, автомашины), количеству палаток, примусов и количеству посуды для варки пищи и т. д.
        Вне зависимости от вида туризма группа, выходящая в путешествие по маршрутам I—III категорий сложности, должна состоять не менее чем из четырех, а по маршрутам IV—VI категорий сложности — не менее чем из шести человек. В путешествии на мотоциклах и автомобилях минимальная численность группы определяется количеством транспортных средств: по маршрутам I—III категорий сложности — не менее трех мотоциклов или двух автомобилей, по маршрутам IV—VI категорий сложности — не менее четырех мотоциклов или трех автомобилей.
        Это требование диктуется прежде всего тем, чтобы на маршруте группа, в случае необходимости, была способна своими силами организовать транспортировку заболевшего или пострадавшего товарища до ближайшего населенного пункта или, не прерывая оказания необходимой помощи и ухода за больным, направить часть туристов (не менее двух человек!) в ближайший населенный пункт с сообщением о необходимости оказания квалифицированной помощи силами местного медицинского учреждения или санитарной авиации.
        Нарушение этого требования в случае серьезного заболевания или травматизма даже одного из участников путешествия автоматически приводит к созданию в группе аварийной ситуации, связанной с недостатком сил для организации быстрой транспортировки. Руководителю подобного путешествия, даже при благополучном окончании маршрута, оно не засчитывается.
        Четких указаний о максимально допустимом количестве участников в группе, выходящей в самодеятельное путешествие по маршруту любой категории сложности, нет.
        Выявляется определенное единогласие в том, что максимальное количество участников должно быть в пределах 10—12 человек.
        Некоторое отклонение в сторону увеличения от указанного количества участников, наблюдаемое на плановых маршрутах, в основном I категории сложности, объясняется тем, что подобные группы выходят на маршруты сотни раз пройденные предыдущими плановыми группами, что во главе групп, как правило, стоят руководители (инструкторы), многократно проходившие этот маршрут, что экипировка групп практически полностью отвечает сложности преодоления достаточно простых препятствий.
        Конечно, условия проведения самодеятельных туристских путешествий резко отличаются от приведенных. Поэтому здесь более острое значение приобретает вопрос о максимальном числе участников, хотя и в самодеятельных путешествиях, пусть и редко, но можно столкнуться с группами, насчитывающими 16—18, а то и более 20 человек. В чем недостатки таких громоздких групп? Приводим их краткий перечень:
        • еще до выхода на маршрут руководитель встречается со сложностью обеспечения всех участников необходимым индивидуальным и групповым специальным снаряжением и имуществом. Этот недостаток особенно ощутим для туристов тех городов и областей, где самодеятельный туризм еще не получил необходимого развития. В первую очередь это касается горных и водных путешествий, тех видов туризма, техника безопасности которых требует применения расширенного ассортимента специального, пока еще дефицитного снаряжения. Именно в этих видах туризма имеется наибольшее число ЧП, связанное с применением обычных бельевых веревок вместо стандартных капроновых, с отсутствием спасательных жилетов, защитных касок, необходимого числа ледорубов, карабинов, лавинных лопат, зондов и т. п.;
        • трудность организации одновременного подъезда (отъезда) всех участников путешествия в исходный (с конечного) пункт маршрута. Чем больше группа, тем сложнее осуществить вылет одним рейсом (особенно на местных авиалиниях), выезд одной автомашиной и т. п. Вынужденное в связи с этим деление на подгруппы вызывает, особенно в условиях неустойчивой погоды или недостатка автотранспорта, задержку времени выхода на активную часть маршрута и, следовательно, последующую спешку на самом маршруте. Связанное с этим удлинение дневного ходового времени, движение в сумерках, переутомление участников, значительное ослабление внимания на опасных участках не раз становились основной причиной случаев травматизма и даже аварийности; значительно большее различие в степени физической подготовки участников не позволяет группе иметь общий удовлетворяющий всех темп движения, равномерно распределить общественный груз, а также объем работ по подготовке трассы, по оборудованию бивака и т. д. Постоянное освобождение слабых участников от этих работ, медленное движение по маршруту может рано или поздно вызвать естественное неудовлетворение у более сильных туристов, привести к нарушению единства в группе;
        • сложность устройства бивака при необходимости организации ночлега на сложных участках маршрута (например, трудность поиска и подготовки ровных площадок для установки многочисленных палаток на скальном рельефе), что приводит к неполноценному ночному отдыху участников;
        • увеличению времени, необходимого для преодоления сложного участка особенно в тех случаях, когда требуется соблюдать порядок передвижения по одному (пересечение лавиноопасного кулуара, переправа по бревну, навесная переправа, прохождение снежного моста, иногда движение по перилам и т. п.). Именно поэтому группа при подходе к подобному сложному участку во второй половине дня порою бывает вынуждена вставать на ночлег, поскольку, преодолевая препятствие, последние участники двигались бы уже в темноте. Такой срыв намеченного графика ведет к спешке при дальнейшем движении по маршруту. А спешка — причина многих чрезвычайных происшествий;
        • ослабление управляемости группой. Об этом можно судить по следующему примеру. Во время движения по лыжному маршруту группа лыжников в составе 20 человек при средней дистанции между участниками 5 м растягивается на 100 м. Из-за неоднородности туристов по физической выносливости эта средняя дистанция во второй половине дня нередко увеличивается до 10 м, а расстояние между первым и последним участником — до 200 м. Здесь уже при движении по пересеченной местности или среди густой растительности руководитель значительную часть времени не видит большую часть группы. А смогут ли идущие в конце колонны туристы услышать на таком расстоянии все то, что говорит руководитель и, отсюда, в особой ситуации быстро и точно выполнить ту или иную команду? Подобная обстановка выматывает участников, поскольку они, сбиваясь с принятого темпа движения, вынуждены часто останавливаться, прислушиваться, переспрашивать, а потом снова догонять ушедших вперед товарищей;
        • трудность сплочения участников в единый коллектив. В большой группе увеличивается возможность разделения на отдельные подгруппы не только по интересам, профессии, возрасту и т. п., но что уже плохо — по физическим возможностям. В несплоченной же группе возможны случаи, когда более сильные участники под любым предлогом (например, разведка дальнейшего пути) стараются уйти далеко вперед. При обилии и раздвоении троп в пешеходных и горных путешествиях, при снегопаде или метели, когда следы ушедшей вперед сильной подгруппы быстро исчезают, и без того слабые участники вынуждены тратить время и силы на поиски нужного пути. Такие случаи нередко заканчиваются аварией;
        • снижение для руководителя возможности проведения индивидуальной работы в группе. В большой группе руководитель не может уделить внимание каждому участнику. Но слабое знание руководителем индивидуальных особенностей туристов, их запросов, тех или иных способностей, отсутствие индивидуальной работы по совершенствованию технического и тактического мастерства, индивидуальной воспитательной работы и т. п. не способствует росту авторитета руководителя, сплочению группы в единый коллектив.
        Перечень указанных, может быть и второстепенных недостатков, сопутствующих слишком большим туристским группам можно было бы продолжить и дальше.
        Кроме того, руководителю следует знать, что при выходе на маршруты V—VI категорий сложности группы, насчитывающей 15 и более человек, одним из участников в обязательном порядке должен быть медицинский работник, обладающий необходимым туристским опытом. Найти такого туриста — задача не из легких.
        Исходя из сказанного, руководителям при комплектовании туристских групп для самодеятельных    путешествий  (в зависимости от категории сложности предполагаемого маршрута) рекомендуется следующее максимальное количество участников:
        • для маршрутов I—III   категорий сложности — 10   человек,
        • для маршрутов IV—VI категорий сложности — 15 человек.
        Данное максимальное количество участников (в 2,5 раза превышающее минимальное) позволяет даже группам, преследующим цели разведки и прохождения каких-либо малоисследованных участков, планировать разделение на две подгруппы, соблюдая при этом требование Правил к минимальному составу этих самостоятельно действующих подгрупп в соответствии со сложностью маршрута. Так, если подобная разведка запланирована на маршруте V категории сложности, то даже для экспедиционных групп в составе 15 человек может быть дано право на деление на две подгруппы по 6 человек каждая (плюс 3 человека в запасе), которые имеют все основания (с точки зрения минимального количества участников) совершать прохождение любых естественных препятствий, соответствующих этой V категории сложности.
        Однако, если не учитывать этих не так уж многочисленных маршрутов, носящих экспедиционный характер, руководителям обычных спортивных путешествий следует знать, что, как правило, число туристов в группе уменьшается по мере повышения категорийности путешествия, нередко приближаясь к минимально допустимому. Это гарантирует значительно лучший подбор участников, общность их взглядов, действий и физической подготовки, высокую скорость прохождения естественных препятствий, лучшую мобильность, управляемость и наиболее высокую сплоченность группы, а также многие другие преимущества. Таким образом, малая численность групп позволяет ликвидировать многие недостатки, характерные для больших туристских коллективов.
        Говоря о численности группы, не следует упускать из вида и правильное соотношение в группе мужчин и женщин. Если на простейших маршрутах оно не играет особой роли и может быть равно 1:1, то по мере увеличения сложности маршрута это соотношение изменяется в пользу мужчин. Здесь можно рекомендовать легко запоминающееся правило: соотношение соответствует сложности маршрута, так, если маршрут имеет III категорию сложности, то отношение равно 3:1, если IV, то 4:1 и т. д.

    Рекомендации разработал В.Ф. Шимановский

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Туристский опыт участников
  • Общие требования к комплектованию туристской группы.
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 12. Послепоходный контроль
  • Турист и туристский организатор.
  • Инструктор отряда туристов клуба - права и обязанности
  • Психологические аспекты.
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 11. Особенности врачебно-педагогического контроля в горном походе
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 8. Врачебно-педагогический контроль в спортивном самодеятельном туризме
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 1. Общие положения, методики
  • Врачебно-педагогический контроль. Часть 4. Предпоходный контроль


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015