Когда характер преодолеваемого рельефа вызывает сомнения в возможности задержаться при срыве собственными силами, альпинисты связываются в связки по два-три человека и осуществляют взаимную страховку. Назначение взаимной страховки – удержать сорвавшегося товарища по связке.



Связка из трех человек – одновременная страховка
Общие положения. В зависимости от порядка движения и расположения партнеров по связке различают страховку одновременную, когда партнеры по связке двигаются одновременно, и попеременную, когда один из партнеров двигается, а второй его страхует. Выйдя наверх и осуществляя сверху страховку партнера, альпинист производит верхнюю страховку. В начале движения наверх остающийся внизу альпинист производит нижнюю страховку.
При верхней страховке излишняя слабина веревки почти отсутствует и свободное падение и соответствующая ему динамическая нагрузка при удержании минимальны. В этом случае возможна статическая страховка, т. е. удержание веревки без ее протравливания. В любом другом случае, когда имеет место свободное падение, обязательна динамическая страховка.
:

Страховочная цепь
1 – страхующий – нижняя страховка; 2 – самостраховка; 3 – первый страховочный крюк; 4 – связочная веревка; 5 – промежуточная точка страховки: крюк, петля, карабин; 6 – то же, но через закладку и карабин; 7 – ведущий в связке; 8 – положение рук при страховке двойной веревкой

Комбинированная страховка:
1 – страхующий, положение страховки через плечо; 2 – самостраховка на двух точках; 3 – положение страховки через скальный выступ; 4 – связочная веревка; 5 – ведущий в связке в момент срыва

Схема срыва и динамики падения при нижней страховке:
А. 1 – свободная длина веревки над последним крюком; 2 выданная веревка в страховочную цепь; 3 – высота свободного падения; 4 – растяжение веревки в момент динамической нагрузки; 5 – общая длина веревки до нижней точки после остановки падения. Б. 1 – точка максимальной динамической нагрузки при срыве; 2 – высота свободного падения; 3 – высота падения маятником. В. 1 – точка максимальной динамической нагрузки при срыве; 2 – высота падения маятником
Величина динамической нагрузки, воспринимаемой страхующим при срыве партнера по связке И.П1 точками закрепления и соединяющей их веревкой, может колебаться в широких пределах и зависеть от взаимного расположения партнеров на рельефе и промежуточных точек закрепления: крючьев, закладок, ледобуров и пр., а также от характера участков трения: карабинов, выступов рельефа, перегибов склона и пр. Вся эта система называется страховочной цепью.
Основным средством компенсации и регулирования динамической нагрузки (рывка) является так называемая динамическая страховка – протравливание веревки по какой-либо поверхности трения: карабину, скальному или ледовому крюку, древку ледоруба, корпусу страхующего и пр. или комбинации этих поверхностей.
Трение на участке протравливания поглощает энергию падающего тела. Растяжение веревки и других звеньев страховочной цепи (система обвязки, узлы, самостраховочные петли и пр.), а также деформация тела сорвавшегося также оказывают амортизирующее воздействие.
Общий случай срыва при нижней страховке характеризуется примерно такой схемой. Сорвавшийся падает вначале по линии падения воды, затем, когда страховочная веревка натянется, – «маятником». Если сорвавшийся находится на уровне точки закрепления, падение происходит «чистым маятником», если же точка срыва находится на одной вертикали с точкой закрепления, то фаза «маятника» исключается, и падение будет свободным, т. е. сорвавшийся пролетит до уровня точки закрепления и затем на такую же глубину ниже ее, и лишь тогда вступит в действие страховочная веревка.

Схема соотношений нагрузки и тормозного пути при срыве ведущего в связке:
а – величина ударной нагрузки на веревку после полного восприятия веревкой нагрузки срыва:
б – статическая нагрузка; в – динамическая страховка. ∆L – растяжение веревки (естественная
амортизация); Lr – амортизация веревки при прохождении через точку страховки; Lv – необходимое протравливание веревки при динамической страховке против статической страховки
Скорость, которую может набрать падающий, и соответственно кинетическая энергия, развиваемая при падении, в общем случае зависят от массы тела падающего, величины превышения точки срыва над последней точкой закрепления веревки, а также крутизны склона и характера рельефа.
Чтобы уяснить конкретные величины физических характеристик динамической страховки и их взаимозависимость, следует рассмотреть самый неблагоприятный с точки зрения возникающих нагрузок случай свободного падения, когда точки срыва и закрепления находятся на одной вертикали, а трение о склон отсутствует. Для того, чтобы удержать падающее тело, нужно приложить к нему противодействующую падению силу. Чем большей будет эта сила, тем меньшим будет путь торможения. Он будет во столько раз меньше общей глубины падения (удвоенная величина превышения точки срыва над точкой закрепления плюс длина пути торможения), во сколько тормозящая сила превышает вес падающего тела.
Главным средством регулирования тормозящего усилия остается протравливание веревки по поверхности трения, осуществляемое страхующим. При этом он решает одновременно две задачи: с одной стороны, тормозящее усилие не должно превышать допустимого для самого слабого звена страховочной цепи, а с другой, – чем меньше будет тормозной путь, тем меньшей будет общая глубина падения и соответственно меньшими будут возможности травм от ударов о рельеф.
Упругость самой веревки, затягивание узлов и амортизирующее влияние деформаций системы обвязки и самого человеческого тела также безусловно оказывают свое положительное влияние на процесс удержания, смягчая усилие рывка. Но достаточно точные расчеты показывают, что упругость веревки отечественного производства, при реально допустимых нагрузках, может уменьшить необходимое протравливание не более чем на 10 % и может рассматриваться лишь как некий резерв надежности, равно как и остальные вышеперечисленные факторы.