Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 

    Взаимная страховка - основная форма взаимодействия альпинистов Немного теории / Страховка

    Когда характер преодолеваемого рельефа вызывает сомне­ния в возможности задержаться при срыве собственными сила­ми, альпинисты связываются в связки по два-три человека и осуществляют взаимную страховку. Назначение взаимной страховки – удержать сорвавшегося товарища по связке.

     

    Связка из трех человек – одновременная страховка

    Связка из трех человек – одновременная страховка

    Связка из трех человек – одновременная страховка

    Связка из трех человек – одновременная страховка

     

     

    Общие положения. В зависимости от поряд­ка движения и расположения партнеров по связке различают страховку одновременную, когда партнеры по связке двигаются одновременно, и попеременную, когда один из партнеров двигается, а второй его страхует. Выйдя наверх и осуществляя сверху страховку партнера, альпинист производит верхнюю страховку. В начале движения наверх остающийся внизу альпинист про­изводит нижнюю страховку.

    При верхней страховке излишняя слабина веревки почти отсутствует и свободное паде­ние и соответствующая ему динамическая на­грузка при удержании минимальны. В этом случае возможна статическая страховка, т. е. удержание веревки без ее протравливания. В любом другом случае, когда имеет место свободное падение, обязательна динамическая страховка.

     

     

    :

    Страховочная цепь

    Страховочная цепь

     

    1 – страхующий – нижняя страховка; 2 – самостраховка; 3 – первый страховочный крюк; 4 – связочная веревка; 5 – про­межуточная точка страховки: крюк, петля, карабин; 6 – то же, но через закладку и карабин; 7 – ведущий в связке; 8 – положение рук при страховке двойной веревкой

     

     

    Комбинированная страховка

    Комбинированная страховка:

    1 – страхующий, положение страховки через плечо; 2 – самостра­ховка на двух точках; 3 – положение страховки через скальный выступ; 4 – связочная веревка; 5 – ведущий в связке в момент срыва

     

     

    Схема срыва и динамики падения при нижней страховке

     

    Схема срыва и динамики падения при нижней страховке:

    А. 1 – свободная длина веревки над послед­ним крюком; 2 выданная веревка в страховоч­ную цепь; 3 – высота свободного падения; 4 – растяжение веревки в момент динамической на­грузки; 5 – общая длина веревки до нижней точки после остановки падения. Б. 1 – точка максимальной динамической нагрузки при сры­ве; 2 – высота свободного падения; 3 – высота падения маятником. В. 1 – точка максимальной динамической нагрузки при срыве; 2 – высота падения маятником

     

    Величина динамической нагрузки, воспри­нимаемой страхующим при срыве партнера по связке И.П1 точками закрепления и соединяющей их веревкой, может колебаться в широких пределах и зависеть от взаимного расположения партнеров на рельефе и проме­жуточных точек закрепления: крючьев, закладок, ледобуров и пр., а также от характера участ­ков трения: карабинов, высту­пов рельефа, перегибов склона и пр. Вся эта система называ­ется страховочной цепью.

    Основным средством ком­пенсации и регулирования ди­намической нагрузки (рывка) является так называемая ди­намическая страховка – про­травливание веревки по какой-либо поверхности трения: ка­рабину, скальному или ледо­вому крюку, древку ледоруба, корпусу страхующего и пр. или комбинации этих поверхностей.

    Трение на участке протрав­ливания поглощает энергию падающего тела. Растяжение веревки и других звеньев стра­ховочной цепи (система обвяз­ки, узлы, самостраховочные петли и пр.), а также деформа­ция тела сорвавшегося также оказывают амортизирующее воздействие.

    Общий случай срыва при нижней страховке характеризу­ется примерно такой схемой. Сорвавшийся падает вначале по линии падения воды, затем, когда страховочная ве­ревка натянется, – «маятни­ком». Если сорвавшийся нахо­дится на уровне точки закреп­ления, падение происходит «чистым маятником», если же точ­ка срыва находится на одной вертикали с точкой закрепле­ния, то фаза «маятника» исключается, и падение будет свободным, т. е. сорвавшийся пролетит до уровня точки закрепления и затем на такую же глубину ниже ее, и лишь тогда вступит в действие страховочная веревка.

     

     

    Схема соотношений нагрузки и тормозного пути при срыве ведущего в связке

    Схема соотношений нагрузки и тормозного пути при срыве ведущего в связке:

    а – величина ударной нагрузки на веревку после полного восприятия веревкой нагрузки срыва:

    б – статическая нагрузка; в – динамическая страховка. ∆L – растяжение веревки (естественная

    амортизация); Lr – амортизация веревки при прохождении через точку страховки; Lv – необходимое протравливание веревки при динамической страховке против статической страховки

     

    Скорость, которую может набрать падающий, и соответст­венно кинетическая энергия, развиваемая при падении, в об­щем случае зависят от массы тела падающего, величины превы­шения точки срыва над последней точкой закрепления веревки, а также крутизны склона и характера рельефа.

    Чтобы уяснить конкретные величины физических характерис­тик динамической страховки и их взаимозависимость, следует рассмотреть самый неблагоприятный с точки зрения возника­ющих нагрузок случай свободного падения, когда точки срыва и закрепления находятся на одной вертикали, а трение о склон отсутствует. Для того, чтобы удержать падающее тело, нужно приложить к нему противодействующую падению силу. Чем большей будет эта сила, тем меньшим будет путь торможения. Он будет во столько раз меньше общей глубины падения (удвоенная величина превышения точки срыва над точкой зак­репления плюс длина пути торможения), во сколько тормозящая сила превышает вес падающего тела.

    Главным средством регулирования тормозящего усилия ос­тается протравливание веревки по поверхности трения, осущест­вляемое страхующим. При этом он решает одновременно две задачи: с одной стороны, тормозящее усилие не должно превы­шать допустимого для самого слабого звена страховочной цепи, а с другой, – чем меньше будет тормозной путь, тем меньшей будет общая глубина падения и соответственно меньши­ми будут возможности травм от ударов о рельеф.

    Упругость самой веревки, затягивание узлов и амортизи­рующее влияние деформаций системы обвязки и самого чело­веческого тела также безусловно оказывают свое положительное влияние на процесс удержания, смягчая усилие рывка. Но дос­таточно точные расчеты показывают, что упругость веревки оте­чественного производства, при реально допустимых нагрузках, может уменьшить необходимое протравливание не более чем на 10 % и может рассматриваться лишь как некий резерв на­дежности, равно как и остальные вышеперечисленные факторы.
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Обучение приёмам динамической страховки на страховочном стенде
  • Нагрузки, допускаемые на отдельные звенья страховочной цепи
  • Самостраховка


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019