Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 

    Обучение приёмам динамической страховки на страховочном стенде Немного теории / Страховка

    Главной задачей учебного процесса при работе на страхо­вочном стенде является приобретение знаний и практических навыков динамической страховки и усвоение зависимости величи­ны протравливания веревки от надежности отдельных звеньев страховочной цепи и от силы рывка.

    Практическим упражнениям должна предшествовать беседа, в ходе которой даются сведения о принципах динамической стра­ховки, особенностях взаимодействия партнеров по связке и меж­ду связками на маршруте восхождения. Даются понятия о «факторе рывка», надежности скальных крючьев и страховочной веревки и т. п. Для этой цели удобно пользоваться приложения­ми 1, 2, 3, заранее выполненными в виде таблиц, удобных для демонстрации большой аудитории.

    В ходе практических занятий следует обратить внимание на качество страховки, которое должно определяться нагрузкой на слабое место страховочной цепи – верхний крюк, который при­нимает всю нагрузку при срыве. Объективным и наглядным критерием оценки качества страховки может быть показание динамометра, закрепленного на верхнем крюке.

    В случае отсутствия динамометра можно надлежащей мар­кировкой страховочной веревки установить достаточно точное соответствие величины протравливания веревки расчетной силе падения груза. При этом следует помнить, что величина пути торможения может быть в пределах только 0,25-0,5 пути сво­бодного падения.

    В процессе занятия следует обратить внимание на особен­ности работы страхующего в условиях конкретных нагрузок при срыве груза. Существенное значение имеет также качество самостраховки, которая может быть разнесена на две и три точки самостраховки. Положение корпуса, выбор приема страховки, величина протравливания веревки – все это имеет значение для успеха в отработке любого из предлагаемых упражнений.

    Особенно внимательно надо следить за недопустимостью появления «глухого рывка» при жесткой страховке, когда нагруз­ка может превысить 1000 кг. Необходимо показать на практике ненадежность страховки через плечо в чистом виде приема. Отметить слабое звено страховочной цепи – верхний крюк. Для наглядности можно провести демонстрацию: в последний крюк (петлю из катанки) встегнуть карабин петлей из репшнура. При создании условий «глухого рывка» (репшнур выдерживает по­рядка 600 кг) репшнур рвется – крюк вылетает. Особенно этот прием нагляден в комбинации с другими неправильно выпол­няемыми приемами страховки или организации точки страхов­ки и самостраховки для страхующего.

    Во вводной беседе следует дать понятие о «коэффициенте падения» – он может быть различным в зависимости от усло­вий страховки. Так, для обеспечения страховки первого в связке, выходящего по отвесу на 5 м, в случае его срыва, необходимо протравить 2-2,5 м веревки. Усилие торможения на сорвав­шегося при этом будет порядка 200-380 кг, а на страхующего в пределах 60-150 кг, при условии двух промежуточных крючьев в страховочной цепи и без трения веревки о скалу. Усилие на верхнем крюке будет колебаться от 300 до 600 кг. Но если про­травливание свести до 0,5-1 м веревки, то усилие на верхнем крюке возрастет до 1000-1600 кг. А при протравливании веревки всего 30-40 см – до 1600-2000 кг, т. е. приведет к гаранти­рованному его вырыву. По данным Объединенной комиссии по альпинистскому снаряжению при Федерации и Управлении альпи­низма (ОКАС), веревка (кроме образцов, отвечающих требовани­ям УИАА) выдерживает усилие рывка при срыве в пределах 1340-1600 кг.

    При работе на стенде необходимо соблюдать определенные ме­ры безопасности:

    • перед началом выполнения упражнения каждый участник должен быть проинструктирован о мерах личной безопасности;
    • обязательным является наличие у страхующего защитной кас­ки, рукавиц, штормовой куртки, длинных брюк или гольфов с гет­рами;
    • снаряжение, используемое на страховочном стенде, примене­нию в дальнейшей учебно-спортивной работе не подлежит, оно должно быть специально промаркировано и храниться отдельно.

    Используя принципы устройства страховочного стенда, мож­но для проверки качества страховки на снегу оборудовать на крутом снежном склоне место для отработки приемов страховки на снежном рельефе. При подсчете усилий, приходящихся на страхующегося или верхнюю точку закрепления (ледоруб, снеж­ный якорь и т. п.), следует делать поправку на трение саней (в которых размещается груз) о снег.

    Для правильной и единой трактовки понятий и определений до начала занятий с участниками необходимо провести командир­скую учебу с тренерско-инструкторским составом альпинистско­го мероприятия.

    Предлагаемый ниже набор упражнений и методических указаний к ним является минимальным, так как при проведении за­нятий могут составляться модели заданий, учитывающие ситу­ации, возникавшие в процессе восхождений и личного опыта инструкторов и тренеров.

     

    Упражнение 1 – с альпинистами I-II этапов обучения.

    Цель упражнения: демонстрация надежности страховки, необхо­димости протравливания страхующей веревки, отработка навыка при выполнении приема страховки через крюк-выступ (приложе­ние 4, а).

    Вначале проводится демонстрация для всего отряда. Отра­ботка приема проводится по отделениям. Страховка через кара­бины на крючьях и выступах. Каждому участнику выполнить упражнение самостоятельно 2-3 раза при различных углах ох­вата выступа веревкой. На первых бросках груза усилие, зафиксированное динамометром, довести до сведения участни­ков. Замерить путь торможения. Дальше отработку приема можно вести, оценивая качество страховки по установленному пути тор­можения, нанося соответствующую маркировку на веревку. Уси­лие торможения не должно превышать 300-400 кгс.

     

    Упражнение 2 – с альпинистами II этапа обучения.

    Цель упражнения: дать представление о реальной силе рывка при срыве, ненадежности страховки через плечо и верхний крюк.

    Путь свободного падения груза должен быть не менее 6-7 м. Длина протравливания – не более половины пути свободного па­дения. Груз не должен касаться земли или полок на рельефе. Следует обратить внимание на организацию самостраховки, так как при рывке нередки случаи срыва страхующего с места и его зависания на самостраховке. Следует обратить внимание на небольшую величину силы трения, на большой процент потери устойчивости и, как следствие, на ненадежность страховки снизу вверх через плечо. Отрабатывать упражнение нет необходимости, достаточно обойтись одноразовой демонстрацией.

     

    Упражнение 3 – с альпинистами II этапа обучения.

    Цель упражнения: отработка практических навыков комби­нированной страховки. Демонстрация надежности данного ва­рианта страховки в зависимости от расположения нижнего кара­бина по отношению к страхующему (приложение 4, в).

    Комбинированную страховку следует организовывать через два карабина – зигзагом, обращая внимание на правильность самостраховки и учитывая малую устойчивость страхующего при рывке. Каждый участник должен выполнить упражнение 2-3 ра­за самостоятельно, причем каждый раз ему надо давать задание на изменение угла между плечом (руками и т. п.) и вторым ка­рабином. Страховку необходимо осуществлять через верхний карабин. Места для нижних карабинов следует выбрать ниже уровня колена страхующего.

     

    Упражнение 4 – с альпинистами III этапа обучения.

    Цель упражнения: обучение альпинистов сознательному регулированию и изменению суммарной величины усилия трения при комбинированной страховке с несколькими точками проме­жуточной страховки (приложение 4, г).

    Необходимо организовать страховочную цепь по схеме упр. 3. Запас веревки на каждый метр, падения должен быть 0,3-0,4 м. Определить усилие на верхнем крюке (динамометре) и записать его. Ввести в страховочную цепь дополнительные точки страхов­ки, создающие перегибы веревки. Провести серию задержаний груза, фиксируя каждый раз усилие трения. Суть выполнения упражнения заключается в том, что страхующий должен научить­ся (или понять необходимость) корректировать усилие торможе­ния за счет снижения усилия торможения. Для наглядности сразу после выполнения каждого броска груза проводить разбор по результатам замера.

     

    Упражнение 5 – с альпинистами III этапа обучения.

    Цель упражнения: отработка практических навыков стра­ховки с использованием технических средств страховки: «вось­мерка», планка Штихта, карабины и т. п. Отработка приемов фиксации веревки после остановки падения груза с применением технических средств. Разучивание приема закрепления веревки «рифовым» узлом.

    Техническое средство страховки навешивается на крюк, забитый в скалу на уровне груди страхующего. Перед началом занятия следует показать различные технические средства стра­ховки и объяснить их положительные и отрицательные факторы, приемы фиксации веревки после задержания срыва. Разучить вязку «рифового» узла. Необходимо обратить внимание, что при использовании технических средств страховки усилие торможения постоянно и мало зависит от удобства расположения страху­ющего и других внешних факторов, дает возможность проводить отработку приема для всех случаев страховки «от крюка». Нужно показать и объяснить приемы страховки «от крюка» в неудобном для страхующего положении: вися в лесенках, в страховочной системе и пр.; показать прием страховки и «от грудного караби­на»; показать и объяснить применение технических средств стра­ховки для организации и проведения спуска по закрепленной веревке. Оценка качества выполнения упражнения – по показа­ниям динамометра или величине протравливания.


    Предыдущая страница           Следующая страница
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • Нагрузки, допускаемые на отдельные звенья страховочной цепи
  • Взаимная страховка - основная форма взаимодействия альпинистов
  • Самостраховка


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015