Рассуждай токмо о том, о чем понятия твои тебе дозволяют: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое бы не было глупо и неосновательно.
(Из «Мыслей и афоризмов» Козьмы Пруткова)
«Однажды несколько человек захотели подняться на вершину снежной горы. Взяли с собой проводников. Проводники приготовили длинные палки, веревки, лестницу, ломы и съестные припасы. Запаслись также теплым платьем. Было знойное лето, цвели цветы, зрели персики и виноград, а наши путники укладывали в свои котомки теплые шарфы, плащи, меховые рукавицы, шерстяные чулки.
...На другой день путешествие стало трудным, подъем стал круче, тропинка извивалась между уступами, то и дело попадались трещины и камни обсыпались под ногами. Попадались низкие приземистые сосны с раскидистыми верхушками да мелкий кустарник...
...Третий день был самый трудный. Путники дошли до начала снегов. Солнце сияло ослепительно ярко; путники надели темные очки и глазные зонтики, и все-таки у всех заболели глаза от сверкания снега. Градусник показывал градус мороза, но от сильного ветра мороз казался сильнее, и путники надели все свои теплые вещи...
...Через трещины и ущелья они пробирались по лестнице, которую перекидывали с одного края скалы на другой; в иных местах приходилось вырубать ступени во льду. В опасны х местах они связывали себя веревкой и шли гуськом...
...Воздух был редок, и дышать было трудно. Чтобы набрать достаточно воздуха, надо было дышать часто; сердце билось до боли, из ушей и носа показывалась кровь, тело припухло. Голос человека был едва слышен на этой высоте, а пистолетный выстрел напоминал детскую хлопушку»...
Что это? Описание первой попытки подъема на Монблан, заимствованное из хрестоматии начала прошлого века? Вариации на старую тему «Тартарен в горах»? Пародия на рассказ о восхождении?
Разочаруем читателя — приведенный нами отрывок не претендует ни на историчность, ни (тем более!) на юмор. Он сочинен с благой целью разъяснить юному читателю, каким образом люди поднимаются на высокие горы, и помещен в книге для чтения в третьем классе начальной школы, а иллюстрирован в высшей степени поучительным рисунком «Зоны горной растительности», где ледники помещены... на вершине остроконечной горы.
Итак, в 1948 г., из цитированного выше очерка «На вершину горы» ребенок узнает, что для восхождения на вершину горы нужны ломы, лестницы, глазные зонтики и т. п. У него, привыкшего верить авторитету старших, не возникает сомнения в правдивости прочитанного. Но ведь эта книга неизбежно попадает и в руки взрослого читателя — учителя. Желая получить более подробные сведения о горах, он, естественно, обратится к наиболее близкому для него материалу — хрестоматии «По нашей родине». Но там (на стр. 535—539) он найдет описание восхождения на Хан-тенгри, из которого станет ясно, что альпинисты якобы поднимались на вершину под руководством проводника, связанные канатом, и вбивали под выступы костыли. Несмотря на указание составителей хрестоматии «по М. Погребецкому», мы не без основания предполагаем, что сам победитель Хан-тенгри до сих пор не подозревает о таких подробностях. Из статьи «Пик Победы» (стр. 539—540, по В. Рацеку) невозможно понять, кем и когда была открыта высочайшая вершина Тянь-шаня и определена ее высота.