Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • Гигиена массового спорта. Глава II. Рациональный суточный режим
  • Этажи леса
  • МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КУРОРТА НАЛЬЧИК
  • Карта маршрута "Путешествие вокруг Эльбруса". Масштаб 1:100 000
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Неплохая карта Эльбруса и части Приэльбрусья. Масштаб 1:100 000
  • Горная болезнь. История изучения
  • Краски из растений
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ЛЕТНИЕ ИГРЫ. Стр 26
  • «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Подводя итоги анализа публикаций дореволюционных путешественников, наблюдателей, исследователей, в целом их следует оценить положительно. В их работах в той или иной степени представлены не просто отдельные какие-то феномены, а явления, известные в разные периоды истории всем народам мира.

    Мы привели материалы описаний и воспоминаний ряда иностранных путешественников и альпинистов второй половины XIX века. Их данные, в частности членов английского клуба, которые впервые посетили Кавказ в 1868 году, в значительной степени помогают детальному воссозданию общественного и семейного быта горских народов. Но, к сожалению, у них иногда по отношению к местному населению проскальзывает чопорная снисходительность.

    Обращение к историческому прошлому того или иного народа – явление вполне закономерное. Ни у кого в наши дни не вызывает сомнения непреходящее значение культурного наследия прошедших эпох, а также роль истории в современном мире. Знакомясь особенно с этнографией и краеведением, каждый из нас ощущает, что его собственное «я», жизнь и судьба его родителей и дедов непосредственно связана с историей народа и страны, что культура его народа – частица мирового культурного наследия.

    Особенно важно ощущение этой причастности в настоящее время – в период развернутого строительства коммунистического общества в нашей стране, когда успех воспитания во многом зависит от приобщения молодого поколения к текущим проблемам страны, к быстро меняющейся истории. Метко подмечено и в книге Р. Подольского «Связь времен», где он пишет: «Главная задача настоящего – связывать прошлое и будущее», чтобы глубже осмыслить это настоящее, и что «сила человечества в крепости великой связи времен».

    С проблемами культуры, будь то современной или традиционной, в наши дни сталкиваются не только ученые, педагоги, идеологические работники, но и люди, казалось бы, далеких от нее специальностей. Но именно воспитатели должны быть в первую очередь краеведами, уметь разбираться в богатейшем наследии прошлого и, в частности, в поднятых нами в книге вопросах относительно выделения основного в регулировании жизнедеятельности горских обществ: материальной и духовной деятельности, народного опыта взаимоотношения людей, поведения в семье, быту, обществе, традиций, нравственности, эстетического восприятия окружающего мира. Мы имеем в виду то, что способствовало когда-то формированию важных качеств человека, и главное, что должно действовать сегодня на идейно-нравственное, патриотическое, интернациональное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, совершенствовать правовые нормы советских людей, способствовать развитию народного образования, культуры, а также науки, т. е. то, что принято считать прогрессивным. А прогрессивного было много, поскольку создателями обычаев и законов, передаваемых детям и внукам, являлся народ, представлявший движущую силу всех предшествующих формаций.

    Классики не раз указывали, что создателями подлинной высоконравственной и эстетической культуры, отражающей интересы большей части человечества, были народные массы. И как бы примером этого служит сама жизнь в суровых условиях горной природы народов Северного Кавказа, которая вряд ли была бы мыслимой без доброжелательного отношения людей друг к другу, односельчанам и соседним народам, без взаимной помощи, гостеприимства, уважения к старшим и близким, без представлений о долге и чести, находивших отражение в многочисленных законах и традициях.

    Естественно, в прошлом было и такое, чего не принял наш современный образ жизни, как не соответствующее общежитию. Это кровная месть, формы взаимопомощи, основанные на эксплуатации, калым, умыкание женщин, отстранение их от общественных дел, суеверные представления и т. д.

    Архаические общественные организации и все связанное с ними, проходя через фильтр поколений, складывались и развивались долгие столетия. Время одни обычаи изменяло, от других отказывалось, третьи задерживались господствующими классами, «становясь преградой на пути освобождения человека от социального гнета». Именно поэтому М. Горький указывал, что «прошлое не безупречно», призывал его изучать, прежде чем подвергать упрекам и критике. И главными критериями в этом плане он считал: как, почему и в каких условиях возник тот или иной порядок, обычай и закон, в каких условиях он развивался, имеет ли ценность в формировании научного мировоззрения человека, соответствует ли представлениям людей современного общества.

    Если же иметь в виду проблемы архаических общественных организаций, то они на современном этапе интересуют не только историков и не являются чем-то далеким прошлым, лишенным практической значимости, поскольку и в наши дни многие страны Азии и Африки находятся на пути от них к решению новых социальных задач. И здесь знание опыта дальнейшего общественного развития очень важно.

    Конечно, сегодня мы можем во многом упрекать дореволюционную историографию и, в частности, в том, что в публикациях дореволюционных авторов не нашли освещения многие важные вопросы дореволюционной этнографии и истории балкарцев.

    Принимая во внимание тот факт, что в те годы только-только начиналось робкое, без соблюдения научной методики, собирание этнографических материалов, нужно сказать, что каждая из работ дореволюционных путешественников – наблюдателей и исследователей является ценностью, поскольку дает возможность современным ученым восстанавливать историческое прошлое народа, а широкому кругу читателей познакомиться с жизнью, бытом и культурой балкарского народа в XIX – начале XX века. В большинстве своем труды их, несмотря на то, что почти все они не лишены недочетов и субъективных ошибок, в основном правдиво воссоздают картину прошлого Балкарии.

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

  • О Балкарии и балкарцах. Хранители народной памяти
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 6
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 5
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 4
  • О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 3
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 2
  • О Балкарии и балкарцах. «У ПОДОШВЫ ЭЛЬБОРУСА». Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Впервые с научными целями. Часть 1
  • О Балкарии и балкарцах. Предыстория вопроса


  • Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2019