Приезжим гостям балкарцы нередко организовывали охоту на туров, во время преследования зверя или отдыха создавая им необходимые условия. Н. П. Тульчинский, сам не раз охотившийся в балкарских горах, писал, что «когда охотник охотится с гостем, то первый выстрел обязательно предоставляется последнему, хотя бы он был гораздо моложе охотника».
Бывая в Чегемской сельской общине, Н. П. Тульчинский останавливался у Муссы Барасбиева, у которого была привычка, рассказывая о чем-либо, показывать все на месте. Так, слушая рассказ о появлении сословий в этом ущелье, вспоминает Тульчинский, ему посчастливилось увидеть много живописных и ценных, с точки зрения истории, мест этого «уголка Кавказа».
Организовывать времяпрепровождение и досуг гостей, естественно, приходилось и в вечернее время. Большинство путешественников в этом отношении с похвалой характеризовали Исмаила Мырзакуловича. По словам С. Давидовича, с ним можно было беседовать на разнообразные темы: «Геологию, археологию и историю Северного Кавказа он знает весьма основательно и обладает замечательной археологической коллекцией... Голова Исмаила всегда занята гипотезами о заселении и геологическом образовании Северного Кавказа, и когда он с жаром и увлечением начнет развивать свои любимые и подчас весьма остроумные теории, мне невольно думалось: какой, может быть, блестящий ученый вышел бы при других условиях из этого горца».
С. Давидович интересно, в беседах проводил время и с сыном Исмаила Сафаром, уже выпускником Петровско-Разумовской академии. Весьма эрудированный, знаток русского языка и литературы, компетентный в вопросах истории края и Российского государства, сельском хозяйстве, медицине, он произвел особое впечатление на этого, можно сказать, въедливого, критически ко всему относящегося и очень щепетильного гостя, одного из тех людей, о которых в Баксане говорили: «У гостя глаза велики», в Чегеме и Балкарии: «Этот из тех гостей, что сидит мало, да видит много», в Хуламе, Безенги: «Гость недостаток сразу замечает» и «Из тех, кто мало сидит, да много наблюдает».
В дореволюционной литературе часто встречаются высказывания и об Наурузе Исмаиловиче Урусбиеве, который мог неповторимо рассказать горскую легенду, воспроизвести и проанализировать содержание исторической или героической песни, вспомнить о восхождениях на Эльбрус, случаи, происшедшие с путешественниками, ранее бывавшими в ущелье, о приключениях на охоте.
Очерк Д. Л. Иванова свидетельствует о том, что Урусбиевы очень много рассказывали автору и его попутчику Е. В. Павлову об уже складывавшейся истории восхождения на Эльбрус, о происхождении ледников и о различных геологических и географических особенностях Приэльбрусья.
В 1917 году в «Кавказских курортах» В. В. Лубянский писал: «Фамилия Урусбиевых на Северном Кавказе бесспорно принадлежит к числу тех немногих туземных фамилий, которые приобрели почетную известность далеко за пределами родных гор и России».
Надо заметить, что, работая над проблемами данной книги и изучая литературу дореволюционных авторов, мы встречали множество и других похвальных слов в адрес представителей баксанской фамилии Урусбиевых, некоторые из которых хотелось бы также привести. В 1867 году Магомет Урусбиев сопровождает из Пятигорска в верховья Баксана и далее в Сванетию археологов братьев Нарышкиных, «глубоко» знакомя их с памятниками культуры, «старины» и материальным бытом народа.
Убедительно характеризовали Урусбиевых отзывы в оставленной в 1868 году английским альпинистом Фрешфильдом переплетенной тетради всех тех, «кто бывал в Урусбиеве и останавливался в кунацкой». Эту тетрадь с записями многих «ученых, художников, писателей и альпинистов, русских, англичан, немцев, французов, итальянцев, испанцев, венгров и других национальностей» 18 в 1927 году видел в семье Урусбиевых С. Анисимов.