Представляем маршруты по Приэльбрусью, восхождение на Эльбрус, теоретическую информацию
ПРИЭЛЬБРУСЬЕ   ЖДЁТ   ВАС!      НЕ   УПУСКАЙТЕ   СВОЙ   ШАНС!
  • Горная болезнь. История изучения
  • ОРОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА БОЛЬШОГО КАВКАЗА Стр. 1
  • В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА Стр. 6
  • Имени любимого вождя - Георгий Гулиа Стр. 2
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 4
  • АЛЬПИНИСТСКИЕ ИТОГИ 1949 ГОДА Стр. 2
  • Траверс Кара-каи
  • Ложь и вероломство — традиционное оружие дипломатии германского империализма
  • Сельское поселение Тегенекли – родина советского туризма и альпинизма
  • Ледник Терскол
  • «    Сентябрь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    О Балкарии и балкарцах. На рубеже двух эпох. Часть 9 Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    При характеристике балкарских поселений авторы «Труда» выделяют патронимические поселки (Озаруково, Жзбоево, Глашево), называя их «родовыми сообществами», которые, по словам последующих авторов, сохранялись и в 20-е годы. П. Максимов выделит такие поселки, как Узденовский, Этезовский, Малкаровский, считая их «закостенелыми пережитками родового строя».

    Полигенные села, по описанию членов комиссии, состояли из патронимических кварталов. Причем скученность объяснялась тем, что при разделах больших семей горцы оставались жить в разделенном отцовском дворе: «...при разделах семьи... разделу подлежали также, по обычаю, и усадебные места и постройки для скота; причем отделившемуся члену семьи поступало по одной комнате и угол для скота...».

    «Труды» дают большой материал по проблемам сельской общины. В них, в частности, указывалось, что обобщающей формой управления, включавшей родственные, являлось общесельское, а поскольку селения и поселки вместе со своими тукумами и семьями включались в сельские общины, представлявшие низшие территориальные административные единицы, то они подчинялись определенным сельским правлениям.

    В 1857 году после административной реформы, упразднения Центра Кавказской линии, в составе Терской области был образован ряд округов. В частности, на территории современной Кабардино-Балкарии – Кабардинский округ, куда вошли Большая и Малая Кабарда и балкарские общества. Были созданы участки: Черекский (Хуламское и Безенгиевское общества), Баксанский (Чегемское и Урусбиевское общества) и Горский.

    Первые года жизни и начало революционной борьбы Патриотическое / Камо

    Камо — Семен Аршакович Тер-Петросян родился 15 мая 1882 года в городе Гори, Тифлисской губернии. В детство это был шаловливый, исключительно подвижной и несколько неуравновешенный ребенок. Как и другие мальчики дореволюционных провинциальных городов, он любил кулачные бои, рыбную ловлю, отличался неугомонными шалостями. В то же время, как рассказывают родные, Семен был мастером на все руки. Он сам придумал и сделал ручную мельницу, заново отстроил курятник, очень ловко выкопал во дворе канавку для стока дождевой воды.

    Семен долго не мог втянуться в систематическую учебу. Лет семи он начал заниматься с учительницей, которая помогла ему овладеть русским языком. Потом по совету дедушки-священника его собрались послать в Лазаревский институт в Москве. «Но,— вспоминал Семен,— матери не хотелось со мной расставаться, и меня отдали в городское армянское училище».

    О Балкарии и балкарцах. Хранители народной памяти Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Много лет проработав в горах по сбору полевого этнографического материала, не могу не рассказать о тех, кто оказывал нам поистине бескорыстную и существенную помощь порою в очень тяжелых и кропотливых исследованиях, о тех, кого действительно можно назвать «народными историками». Для бесписьменных в прошлом народов полевой этнографический материал – неоценимое богатство, и очень многое уже не удалось бы восстановить, если бы не наше старшее поколение – великий хранитель памяти.

    Этнографам, пользующимся помощью информаторов горских народов, повезло, поскольку для населения, живущего в горных ущельях, в прошлом изолированного от бурной городской жизни, где была слабой миграция, далеко не достаточной – информация, характерно более прочное запоминание того, что происходило в их обществе, с их родными, друзьями, современниками.

    Живя подолгу в Верхней Балкарии, Верхнем и Нижнем Чегемах, Верхнем Баксане, Терсколе, Гунделене, Баксане, Сармаково, Малке, Втором Лескене, Учкулане, Терезе и многих других населенных пунктах, постоянно переезжая из одного села в другое, не раз возвращаясь к своим старым информаторам для уточнения интересующих нас вопросов, мы собирали материал по общественному и семейному быту, патронимии и сельской общине, хозяйственной деятельности и народным праздникам балкарцев, карачаевцев, осетин и т. д.

    Вступление Патриотическое / Камо

    Среди деятелей коммунистической партии и российского революционного движения своеобразное место занимает человек, широко известный под именем Камо.

    Максим Горький, впервые услышавший в 1905 году имя Камо и восторженные рассказы о его революционных подвигах, писал: «Мне тогда подумалось, что, если написать о Камо все, что я слышал, никто не поверит в реальное существование такого человека, и читатель примет образ Камо как выдумку беллетриста... Но, как нередко случается, оказалось, что действительность превышает «выдумку» своей сложностью и яркостью».

    Камо — это партийная кличка большевика Семена Аршаковича Тер-Петросяна. В его личном деле значатся б арестов в России и других странах Европы, несколько отчаянно дерзких побегов из тюрем, в которых он в общей сложности провел около 9 лет, четыре года жесточайших пыток в полицейских застенках Берлина и Тифлиса, бесконечное число избиений, пять ранений, смертный приговор, осуждение на двадцать лет каторги и многое другое.

    О Балкарии и балкарцах. В завершение сказанного Кабардино-Балкария / Балкария и балкарцы

    Подводя итоги анализа публикаций дореволюционных путешественников, наблюдателей, исследователей, в целом их следует оценить положительно. В их работах в той или иной степени представлены не просто отдельные какие-то феномены, а явления, известные в разные периоды истории всем народам мира.

    Мы привели материалы описаний и воспоминаний ряда иностранных путешественников и альпинистов второй половины XIX века. Их данные, в частности членов английского клуба, которые впервые посетили Кавказ в 1868 году, в значительной степени помогают детальному воссозданию общественного и семейного быта горских народов. Но, к сожалению, у них иногда по отношению к местному населению проскальзывает чопорная снисходительность.

    Обращение к историческому прошлому того или иного народа – явление вполне закономерное. Ни у кого в наши дни не вызывает сомнения непреходящее значение культурного наследия прошедших эпох, а также роль истории в современном мире. Знакомясь особенно с этнографией и краеведением, каждый из нас ощущает, что его собственное «я», жизнь и судьба его родителей и дедов непосредственно связана с историей народа и страны, что культура его народа – частица мирового культурного наследия.

    Особенно важно ощущение этой причастности в настоящее время – в период развернутого строительства коммунистического общества в нашей стране, когда успех воспитания во многом зависит от приобщения молодого поколения к текущим проблемам страны, к быстро меняющейся истории. Метко подмечено и в книге Р. Подольского «Связь времен», где он пишет: «Главная задача настоящего – связывать прошлое и будущее», чтобы глубже осмыслить это настоящее, и что «сила человечества в крепости великой связи времен».

    Сайт посвящен Приэльбрусью
    Copyright © 2005-2015